В Иерусалиме во время Пасхи 30 года н. э. Иисус совершает удивительные знамения, или чудеса. И многие начинают в него верить. Фарисей по имени Никодим, член иудейского верховного суда, называемого Синедрионом, впечатлён и желает узнать больше. Он приходит к Иисусу с наступлением темноты, вероятно, опасаясь того, что его увидят другие иудейские руководители и его репутация пострадает. «Равви,— говорит Никодим,— мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога, потому что такие чудеса, какие совершаешь ты, никто не может совершать, если Бог не с ним». В ответ Иисус говорит Никодиму, «... истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Иоанна 3:2,3).
Но как человек может родиться снова? «Разве он может второй раз войти в утробу своей матери и родиться?» — спрашивает Никодим (Иоанна 3:4). Однако «родиться снова» означает нечто иное. Иисус поясняет: «Кто не родится от воды и духа, тот не сможет войти в царство Бога» (Иоанна 3:5). Сам Иисус родился «от воды и духа», когда крестился и на него сошел святой дух. При этом голос с неба сказал: «Это мой любимый Сын, которого я одобряю» (Матфея 3:16.17). Так Бог объявил, что теперь Иисус — его духовный сын, которому предстоит войти в небесное Царство. Позднее, в Пятидесятницу 33 года н. э., святой дух изольется на учеников Христа, тоже крещеных, и таким образом они станут рожденными духом сыновьями Бога. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать(говорить).» (Деяния апостолов 2:1-4). Никодиму трудно понять эту истину о Царстве, которую объясняет ему Иисус. Поэтому Иисус подробнее рассказывает о своей особой роли — роли Божьего Сына, ставшего человеком. Он говорит: «Как Моисей высоко поднял змея в пустыне, так должен быть поднят и Сын человеческий, чтобы каждый, кто верит в него, имел вечную жизнь» (Иоанна 3:14,15).
Когда-то давно израильтяне, укушенные ядовитыми змеями, должны были смотреть на медную змею, чтобы спастись. "И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив." (Числа 21:9). Подобно этому все люди должны проявлять веру в Сына Бога — только тогда они будут избавлены от смерти и обретут вечную жизнь. Далее Иисус, подчеркивая, какую большую роль в этом играет любовь Иеговы, говорит Никодиму: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (Иоанна 3:16). Так, спустя примерно полгода после начала своего служения, в Иерусалиме Иисус ясно дает понять людям, что он — путь к спасению. Иисус также говорит Никодиму: «Бог послал в мир своего Сына не для того, чтобы судить мир». То есть он пришел не для того, чтобы судить всех людей и приговорить их к уничтожению. По словам самого Иисуса, он был послан, «чтобы мир был спасён через него» (Иоанна 3:17). Никодим не осмелился прийти к Иисусу днём и пришёл под покровом темноты. Ввиду этого интересно, что Иисус завершает беседу с ним такими словами: «Вот основание для суда: в мир пришёл свет [то есть сам Иисус, его жизнь и учения], но люди полюбили тьму, а не свет, потому что их дела были злы. Ведь поступающий порочно ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы его дела не были обличены. А поступающий праведно идёт к свету, чтобы было видно, что его дела совершены в согласии с волей Бога» (Иоанна 3:19-21). Теперь, когда Никодим, фарисей и учитель Израиля, услышал то, что рассказал Иисус о своей роли в замысле Бога, ему есть над чем поразмышлять.