Scrum — это методология управления проектами и созданием продуктов, состоящая из различных инструментов. Общий принцип такого подхода состоит в том, что каждая задача разбивается на маленькие подзадачи, а команда — на роли. Scrum-метод особенно эффективен в ситуациях, когда требования часто изменяются или конечный результат изначально неизвестен.
Scrum изначально получил широкое распространение в сфере программирования, поскольку традиционные линейные подходы здесь оказались малоэффективными. Риск выпуска невостребованного продукта из-за непрогнозируемых рыночных изменений или появления аналогичных решений у конкурентов требовал более гибких методов работы.
Введём основные понятия
В основе метода Scrum лежит быстрое создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) с последующей его итеративной доработкой на основе обратной связи от пользователей. Ключевыми элементами Scrum-методологии являются небольшие Scrum-команды (до 10 человек) с четко определенными ролями.
Спринт — временной отрезок в 2-4 недели, по завершении которого команда должна представить минимально жизнеспособный продукт, отдельную функцию или выполнить определенную часть работы.
Scrum-доска является эффективным инструментом для визуализации рабочего процесса в методологии Scrum. Команда может использовать как онлайн, так и офлайн доски для отображения задач на различных этапах разработки продукта. На карточках фиксируются конкретные задачи, а сама доска содержит колонки, соответствующие стадиям выполнения. Количество колонок может варьироваться, но обязательно включает бэклог (список задач), задачи в работе и уже выполненные задачи. Перемещая карточки между колонками, команда может наглядно видеть текущий статус проекта.
Артефакты Scrum — вспомогательные инструменты, включающие в себя бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент (или цель спринта). Бэклог продукта содержит все задачи по проекту, из которого формируется бэклог спринта - список задач на конкретный спринт. Инкремент представляет собой готовый продукт или его часть, созданные командой за один спринт, например, функция регистрации в онлайн-приложении.
Использование Scrum-доски особенно эффективно в инструментах для совместной работы, таких как Битрикс24. В этом случае доска может быть полностью адаптирована под нужды конкретной команды, а участники могут настраивать уведомления о дедлайнах, чтобы не упустить важные сроки.
Методология Scrum была разработана для оптимизации процесса разработки, сделав его более быстрым и гибким.
Ключевыми целями Scrum-метода являются:
1. Поддержание эффективного взаимодействия между членами команды.
2. Приоритизация задач.
3. Обеспечение прозрачности рабочего процесса, чтобы все участники видели, какие задачи находятся в работе.
4. Предотвращение и минимизация рисков.
5. Быстрое реагирование на изменение требований.
Изначально Scrum применялся в сфере IT-разработки, но впоследствии стал использоваться и в других областях, таких как создание контента или организация мероприятий.
Scrum наиболее подходит для:
- проектов, которые можно разделить на поэтапное выполнение;
- небольших команд до 10 человек;
- ситуаций, когда на старте сложно определить конечный результат;
- когда заказчик готов активно предоставлять обратную связь.
В то же время, Scrum не рекомендуется использовать для:
- небольших команд из 2-3 человек;
- проектов, требующих создания готового продукта с заранее определенными характеристиками;
- постоянных отработанных процессов с уже готовой структурой, например, в торговле.
Давайте на примере, самым простым и понятным в данном случае будет рассмотреть — процесс разработки интернет-магазина, и последующее его продвижение и техническая поддержка.
Это сложный процесс, в котором будет задействована большая команда: менеджер проекта, frontend и backend программисты, веб-программист, верстальщик, контент-менеджер, дизайнер, seo-специалист, директолог.
Если клиент использует продвижение через социальные сети, то сюда добавляется ещё SMM-менеджер, таргетолог, специалист по рекламе — круг лиц может расти постоянно.
Scrum-метод: структура и принципы
Успешное применение методологии Scrum требует понимания и четкого соблюдения ее ключевых элементов - ролей, событий и артефактов. Scrum основан на простом принципе "3-5-3": 3 роли, 5 событий и 3 артефакта. Все эти компоненты должны присутствовать в реализации, иначе методология не будет работать эффективно.
Пять ключевых событий Scrum:
1. Планирование спринта (Sprint Planning)
2. Ежедневный Scrum (Daily Scrum)
3. Обзор спринта (Sprint Review)
4. Ретроспектива спринта (Sprint Retrospective)
5. Грумминг бэклога (Backlog Refinement)
Ключевые роли в Scrum-команде
Владелец продукта (Product Owner)
Этот специалист отвечает за создание и приоритизацию общего списка задач — Бэклога продукта. Он управляет процессами, контролирует сроки и отслеживает промежуточные результаты. Также Владелец продукта взаимодействует с заказчиками, собирает обратную связь и определяет требования к продукту. Важно, чтобы за продукт отвечал только один человек, иначе разноречивые указания приведут к хаосу в работе.
Команда разработчиков
В состав команды могут входить различные специалисты: программисты, маркетологи, дизайнеры, верстальщики и другие. Количество и состав зависят от целей проекта. Команда берет задачи из общего Бэклога продукта и несет ответственность за их выполнение. Хотя команда подчиняется Владельцу продукта, она самостоятельно планирует и распределяет работу на каждый спринт, опираясь на прошлый опыт.
Scrum-мастер
Этот человек отвечает за соблюдение Scrum-командой методологии Scrum. По сути, Scrum-мастер - наставник, досконально знающий все тонкости данной методики и передающий свои знания и опыт другим участникам команды.
Три артефакта в Scrum
1. Бэклог продукта (Product Backlog) в методологии Scrum — это упорядоченный список всех требований и функциональных возможностей, которые должны быть реализованы в итоговом продукте.
Подробнее:
- Бэклог продукта представляет собой полный перечень всех необходимых характеристик, улучшений и доработок для создаваемого продукта.
- Этот список формируется и постоянно актуализируется Владельцем продукта (Product Owner) на основе потребностей заказчика, пользователей и бизнес-целей.
- Элементы бэклога продукта описывают требования к функциональности, пользовательские истории, технические задачи, баги, идеи по улучшению и т.д.
- Пункты в бэклоге ранжируются по приоритетности, чтобы команда разработки всегда работала над наиболее важными задачами.
- Бэклог продукта является основным источником, из которого Scrum-команда берет задачи для выполнения в текущем спринте.
Таким образом, бэклог продукта служит основой для планирования и управления разработкой, обеспечивая прозрачность и ориентацию команды на наиболее важные для бизнеса функции.
Обратимся к нашему примеру. Бэклогом в нашем примере с процессом разработки интернет-магазина, служит согласованное Техническое задание (ТЗ), созданное на этапе предпроектного анализа. Оно же станет опорным каналом для составления Scrum-плана по проекту. Это позволяет не только эффективно управлять проектом с обоих сторон — как исполнителя, так и заказчика, но и получить конечный продукт, который оправдает ваши ожидания.
2. Бэклог спринта (Sprint Backlog) в методологии Scrum — это набор конкретных элементов (задач, историй пользователей, багов и т.д.) из общего Бэклога продукта, выбранных Scrum-командой для реализации в рамках текущего спринта.
Подробнее:
- Бэклог спринта содержит работу, которую Scrum-команда определила необходимой для достижения цели (инкремента) текущего спринта.
- Состав Бэклога спринта формируется в процессе Планирования спринта, где команда совместно с Владельцем продукта отбирает наиболее приоритетные элементы из общего Бэклога продукта.
- Выбранные для спринта задачи команда обязуется выполнить в течение установленного периода времени (2-4 недели).
- Бэклог спринта является планом, по которому работает команда в ходе текущего спринта, и отражает обязательства команды.
- По мере выполнения работ элементы Бэклога спринта перемещаются на Scrum-доске из колонки "Запланировано" в колонки "В работе" и "Готово".
Таким образом, Бэклог спринта является детализированным планом работ на текущий спринт, основанным на приоритетах из общего Бэклога продукта.
Вы, как владелец и заказчик проекта, при таком подходе управления проектом, знаете не только объём работ по проекту, но и точную конечную стоимость проекта. Так как для нас важно сохранять систему взаиморасчётов с клиентами по "постоплате", Scrum-метод позволяет нам чётко отслеживать затраты на проект и всегда оставаться в "бюджете" клиента, если он выбирает поэтапную оплату и реализацию.
3. Инкремент (Increment) в методологии Scrum — это сумма всех элементов из Бэклога продукта, которые были завершены и интегрированы в рамках одного или нескольких последовательных спринтов, и, таким образом, представляют собой готовый к использованию рабочий продукт или его часть.
Подробнее:
- Инкремент — это реальный, работоспособный результат, создаваемый Scrum-командой в течение спринта.
- Он включает в себя все элементы (функции, усовершенствования, исправления) из Бэклога продукта, которые были завершены командой на протяжении одного или нескольких последовательных спринтов.
- Инкремент должен быть интегрирован, протестирован и готов к поставке заказчику или использованию. Это означает, что все реализованные в текущем спринте элементы должны работать в составе целого продукта.
- Каждый следующий Инкремент должен быть лучше предыдущего и представлять собой улучшенную версию продукта.
- Завершенный Инкремент демонстрируется заказчику на Обзоре спринта, чтобы получить обратную связь и определить дальнейшие шаги.
Таким образом, Инкремент — это осязаемый, готовый к использованию результат работы Scrum-команды в рамках одного или нескольких спринтов.
Вот мы и подошли к завершению проекта — вы получили полностью готовый к продвижению и функционированию интернет-магазин.
Зачастую в процессе разработки случается так, что какие-то моменты приходят лишь в процессе разработки и конечный продукт уже может отличаться от первоначального его представления. Здесь описательный подход в Scrum-методе позволяет нам опираться на предыдущий опыт и предоставлять клиентам максимально эффективное решение. Мы уже не будем "тренироваться" и "репетировать" на вашем проекте — мы решим вашу задачу!
Ключевые элементы Scrum: спринты и встречи
Основой методологии Scrum являются спринты — итерации длительностью от 1 до 4 недель. Перед началом каждого спринта команда проводит планирование, определяя задачи, которые необходимо выполнить. Результатом этого события становится формирование бэклога спринта. Во время спринта ежедневно проводятся короткие 15-минутные совещания - стендапы, на которых участники отчитываются о выполненной за предыдущий день работе, озвучивают планы на текущий день и делятся возникающими сложностями.
По завершении спринта команда собирается на обзор результатов. Разработчики демонстрируют созданный продукт, а владелец продукта принимает решение о возможности его представления клиенту. На основе этого обзора владелец также актуализирует бэклог продукта, который станет основой для следующего спринта.
Завершается спринт ретроспективой — встречей, на которой команда анализирует, что удалось сделать успешно, а что требует улучшения в будущих итерациях. Спринт считается успешно завершенным, если команда смогла создать продукт, удовлетворяющий требованиям заказчика, в рамках установленного времени.
Scrum: больше, чем просто инструкция
Применение методологии Scrum предполагает не просто следование определенным правилам, а целый образ мышления. В Scrum-команде каждый участник осознает свою ответственность перед заказчиком и коллегами. Они не боятся задавать сложные вопросы и открыто обсуждают возникающие проблемы.
Такой подход отличается от традиционных строгих инструкций. Scrum требует от команды гибкости, взаимной ответственности и стремления к постоянному улучшению. Это не просто набор техник, а философия ведения проектов, основанная на доверии, прозрачности и непрерывном совершенствовании.
Scrum-команда работает как единое целое, где вклад каждого члена ценен и важен. Они не ограничены рамками отделов или иерархией, а сообща решают возникающие задачи. Такой командный подход позволяет быстро адаптироваться к изменениям требований и оперативно реагировать на потребности заказчика.
Таким образом, Scrum — это гораздо больше, чем просто методология управления проектами. Это определенный образ мышления и культура организации, обеспечивающие гибкость, ответственность и непрерывное улучшение рабочих процессов.
Внедрение Scrum: ключевые условия
Для успешного внедрения методологии Scrum в компании и получения первых результатов требуется около трех месяцев. При этом необходимо выполнить ряд ключевых условий:
1. Назначить владельца продукта, который будет отвечать за коммуникацию с заказчиком, понимание конечных целей проекта и направление команды. Это особенно важно, когда требования часто меняются, чтобы не потерять общую картину.
2. Сформировать небольшую Scrum-команду (до 10 человек), где разные специалисты работают сообща, а вклад каждого ценен, без разделения по отделам и иерархии.
3. Назначить Scrum-мастера — эксперта в гибких методологиях, который следит за правильным применением Scrum и обучает команду. Scrum-мастер может быть внутренним сотрудником или предоставляться на аутсорсе.
4. Определить полный список задач, совместно с заказчиком зафиксировав цели и ожидания, а затем декомпозировав их на более мелкие задачи для бэклога.
5. Создать Scrum-доску для визуализации задач проекта или текущего спринта, что упрощает отслеживание прогресса.
6. Проводить ежедневные стендапы — короткие ежедневные встречи, помогающие выявить "узкие места" и перераспределить нагрузку.
7. Постоянно взаимодействовать с заказчиком, вовлекая его в процесс, составление бэклога и принятие результатов спринтов.
8. Регулярно анализировать проделанную работу для понимания, что можно улучшить в следующих спринтах.
9. Фокусироваться на целях, основывая план работы на следующий спринт на результатах предыдущего.
И в заключение выделим основное...
Scrum — гибкая методология для организации работы над проектами, направленная на повышение скорости и адаптивности разработки. Методология быстро распространилась за пределы ИТ-сферы.
В Scrum большие проекты делятся на короткие итерации - спринты, что позволяет оперативно вносить изменения. Основные принципы Scrum: открытость и взаимоуважение. Команда ежедневно обменивается обратной связью, что помогает корректировать процессы.
Ключевая идея Scrum — разбиение масштабных проектов на короткие итерации, обеспечивающее высокую гибкость. Регулярное взаимодействие и прозрачность работы команды — основа эффективного управления проектом.
Используйте все возможности управления проектами в продуктах Битрикс24 и создайте сильную команду!
Оставьте заявку на услугу "Внедрение Битрикс24" по кнопке "Заказать услугу" на сайте и получите консультацию специалиста по продукту бесплатно!
Для реализации своих проектов мы в компании используем инструменты Битрикс24 для совместной работы, в том числе Scrum-доски. Этот метод как нельзя лучше подходит для разработки интернет-магазинов и сайтов для наших клиентов. В нём учтены все аспекта сложного процесса создания интернет-ресурса: от глобальных задач до мелких работ, которые также могут повлиять на эффективность конечного продукта. Scrum-процесс, построенный на ТЗ проекта, даёт нам возможность чётко соблюдать сроки реализация проекта, дедлайны по отдельным задача согласно плану продвижению и получать результаты Вам — бизнесам и клиентам нашей IT-компании "ENTERSALES"!
Если Вам была интересна эта статья — ставьте палец вверх, и подпишитесь на канал — нас ждёт ещё много интересного по теме IT технологий для бизнеса!
Мы делаем не просто "умные" статьи на сложные темы, но и всегда приводим примеры, чтобы вам было понятнее и вы смогли попробовать на практике лучшие инструменты и решения!
Хотите получить личную консультацию прямо сейчас? Звоните нам — +7 (499) 325-60-16 и пишите на почту social@entersales.ru