Первое сентября в СССР всегда был праздником государственного масштаба. Мы жили в селе, в первый день нового учебного года к нам приходил председатель колхоза, заслуженные деятели сельского хозяйства, ветераны Великой Отечественной войны, чтобы поздравить школьников и напутствовать их. Более душевных и сердечных поздравлений я, если честно, не слышал.
А в вузе, в Физтехе, этот день протекал довольно буднично. Нам с первого дня постарались внушить, что учёба – это один из самых тяжёлых видов интеллектуального труда, а в нашем университете – особенно. Говорили, что вот сейчас вы начнёте, грубо говоря, пахать, и будете вести эту борозду, пока не защитите кандидатскую или докторскую. Хотя – нет, не совсем так: нас ориентировали отнюдь не на получение научных званий и степеней, а на реальное развитие науки, создание эффективных технологий, разработку уникальных технических решений. Словом, на то, чтобы каждый внёс свой вклад в дело укрепления мощи нашей страны и её технологического суверенитета.
В те времена, 50-60 лет назад, было всем очевидно: наука развивалась семимильными шагами, жизнь менялась к лучшему каждый год, и это не пустые слова, а реальные ощущения подавляющего большинства граждан СССР. Все видели новые дороги, новые дома, новые автомобили, увеличивалось количество продуктов, квартир, школ, заводов.
Помню выступление академика Бориса Викторовича Раушенбаха, который сказал: “Наука никогда не развивается ровно, она движется изменчивым фронтом, накапливая силы для рывка”. По его словам, уже на тот момент в нашей стране было создано столько разработок, что следует ожидать огромное количество таких рывков. И – действительно, это очень скоро подтвердилось в целом ряде отраслей и направлений – атомной, космической, химической, авиационной, военной и пр.
Той же биофизикой в мои времена занимались всего половина учебной группы из тех, с кем мне довелось поступать в Физтех. А сейчас это несколько факультетов и более 10 НИИ!
Не спорю, на фоне послевоенных лет, когда страну пришлось возрождать буквально из руин и пепла, любые достижения выглядели как огромная победа порядка над хаосом. Сегодня очень трудно достичь такого же эффекта, поскольку общее благосостояние и уровень развития страны несоизмеримо выше, и любое «лучшее» на фоне «хорошего» выглядит куда менее заметно, чем «хорошее» на фоне «плохого».
Тогда нас объединял какой-то всеобщий энтузиазм, вера в светлое будущее, мы искренне верили, что «Нам нет преград ни в море ни на суше, Нам не страшны, ни льды, ни облака». И думали, прежде всего, «о Родине, а потом о себе». Это была золотая эпоха для отечественных писателей-фантастов, которые излагали самые смелые идеи и рисовали невероятные привлекательные картины грядущего, как бы указывая, к чему следует стремиться.
Книга Иосифа Самуиловича Шкловского «Вселенная, мысль, разум», в которой автор высказывал свои мысли относительно поиска внеземных цивилизаций, выдержала более 10 изданий, ею зачитывались, несмотря на то что это вовсе не какой-то детектив или приключенческий роман, а серьёзное научное повествование. То есть люди в мечтаниях были устремлены в завтрашний день, и старались приблизить его, мысля категориями планетарного и межзвёздного масштабов.
А сейчас основная установка сводится к банальному «будь счастлив здесь и сейчас». Что само по себе не так уж и плохо, однако если у людей нет высоких и великих целей, в достижении которых требуется объединить усилия миллионов граждан, сложно говорить об успешном развитии как отдельно взятого государства, так и всего человечества.
Поэтому, возвращаясь к началу нового учебного года, хочу донести до первокурсников простую мысль: вы сами творцы своего будущего, от вас зависит, как быстро оно наступит. Для этого нужно трудиться, изобретать, делать жизнь лучше, работать над тем, чтобы в мире было больше добра и прогресса.