В медиастудии ГТРК "Владивосток" руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю Елена Петровна Еркина. Разговор об антимонопольном законодательстве, о контрактной системе в сфере закупок товаров, о картелях и прочем.
Ведущий - Сергей Нелюбин.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Сергей Нелюбин, у нас сегодня в студии руководитель управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Елена Петровна Еркина. И, соответственно, мы будем разговаривать об антимонопольном законодательстве, о контрактной системе в сфере закупок товаров, о картелях и прочем.
Елена Еркина:
- Спасибо за приглашение.
Сергей Нелюбин:
- С чего мы начнем?
Елена Еркина:
- Ну, наверное, начнем с практики Приморской ФАС. Мы можем уже подвести некоторые промежуточные итоги. Уже практически год завершается, и уже картина становится ясная. Отчетным периодом для нас является полугодие. Мы подвели итоги работы, провели анализ, статистику подвели по поводу жалоб и обращений, о том, что является в этом году актуальным. И, наверное, начну про наш контроль в сфере государственного заказа. За прошедшее полугодие в Приморскую ФАС поступили около 200 жалоб на действия заказчиков в рамках государственных закупок.
Вообще система государственных закупок выполняет несколько целей одновременно. Первая – это возможность привлечения максимального количества участников к конкурсам. И в данном случае учитывается принцип открытости, информационной доступности. Выполняется цель - о закупке должны узнать максимальное количество потенциальных подрядчиков, тем самым, развивается конкуренция. Одновременно через развитие конкуренции снижается стоимость той или иной услуги, того, что заказчик проводит надлежащим образом конкурентную закупочную процедуру. В итоге, подразумевается, что он получает предложение со сниженной стоимостью и выбирает участников, максимально отвечающим критериям заказчиков. То есть, имеющих опыт надлежащий, имеющих квалификацию работников. Таким образом, наше законодательство делает все для того, чтобы оценивать конкуренцию.
Чтобы в государственных закупках побеждали субъекты, бизнес, имеющий максимальный опыт и предлагающий минимальную цену. В общем, концепция такая.
Сергей Нелюбин:
- Ну, то есть, чем больше количество заявителей на тот или иной контракт, тем у заказчика больше выбор, да?
Елена Еркина:
- Да, больше выбор. И одним из критериев всегда является цена. А по ряду процедур, таких как, допустим, аукцион, в принципе, цена является определяющей при выборе поставщика. Соответственно, проведение конкурентных процедур преследует собой цель найти минимальные по стоимости предложения, вместе с тем, не снижая качество услуг.
И по итогам рассмотрения этих двухсот жалоб мы выдали 52 предписания о том, что необходимо заказчикам внести изменения в конкурсную документацию, в аукционную документацию, в соответствии с нормами действующего законодательства для того, чтобы устранить как раз препятствие для участия иных и действующих субъектов. 58 жалоб были признаны обоснованными, и вывели мы около 60 нарушений при проведении государственных закупок.
Ну, и традиционно наиболее проблемными в госзакупах являются сферы оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, медицинской сферы и питания в социально значимых учреждениях.
Так, для примера, на данный момент мы рассматриваем порядка 50 жалоб на закупку питания в общеобразовательных учреждениях, школьных образовательных учреждениях.
В их отношении будут приняты процессуальные решения. Мы понимаем актуальность этой проблемы, и с учетом того, что у нас учебный год начинается уже совсем скоро, стараемся в максимально короткие, сжатые сроки рассмотреть жалобы в случае, если есть необходимость внести изменения в документацию, поправить заказчиков.
Кроме того, в этом году у нас увеличилось количество обращений от заказчиков во включение в связи в реестр недобросовестных поставщиков. Это реестр, который позволяет устранить с рынка на два года поставщиков, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязательства по государственным контрактам.
В первом полугодие чаще всего в этот реестр попадали организации, которые не исполняли социально значимые контракты. Например, из недобросовестного подрядчика детский сад остался без капремонта пищеблока.
В Находке поступило обращение от детского сада Находкинского городского округа о включении в реестр недобросовестных поставщиков одну из компаний (прим.ред.). Было установлено, что между подрядчиком и заказчиком был заключен контракт. Срок исполнения - с 1 мая 2024 года по 29 июня 2024 года. Подрядные работы были по капитальному ремонту пищеблока в здании детского сада. Подрядчик получил аванс. Аванс составлял 830 тысяч рублей. Вместе с тем, к работам подрядчик не приступил. Каких-либо уведомлений о невозможности проведения ремонтных работ также не направлял. Никаким образом заказчика не уведомлял о каких-то форс-мажорных обстоятельствах. Просто получив аванс, не выходил на связь и не выполнял никакие работы по контракту. Управление включило данного подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года. Более того, в связи с тем, что мы выявили признаки мошенничества, материалы были переданы в правоохранительные органы.
Сергей Нелюбин:
- Признаки мошенничества что это?
Елена Еркина:
- При подаче документов подрядчик, по нашему мнению, заведомо предоставил недостоверные сведения. Просто у него ничего не было, на самом деле. Еще с такими ситуациями мы сейчас сталкиваемся: когда подрядчики, желая получить максимально интересные для себя контракты, зачастую прикладывают документы, имеющие признаки фальсификации.
Соответственно, в данном случае, при выявлении этого, естественно, эти материалы направляются в правоохранительные органы. Таким образом, подрядчик не только не в состоянии исполнить контракт, но и, возможно, будет привлечен к уже уголовной ответственности.
Сергей Нелюбин:
- Понятно.
Елена Еркина:
- И это напрямую пересекается также и с деяниями подрядчиков, которые мы устанавливаем в рамках рассмотрения наших картельных дел. Это как раз тоже то направление, за которое, помимо административной ответственности, за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотрена и уголовная ответственность. И, в принципе, борьба с картелями и картелями с конкурентными соглашениями остается приоритетным направлением деятельности управления. В данном полугодии мы возбудили одно дело. Три находятся в стадии рассмотрения, и по одному делу вынесены решения.
Для примера, хотела бы рассказать про дело, в котором мы признали наличие факта соглашения между администрацией и подрядчиком. Управление рассмотрело обстоятельства проведения аукциона на капитальный ремонт земляной дамбы на реке Партизанская в районе села Золотая долина. Как следует из материалов дела, администрация Партизанского муниципального округа разместила извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт дамбы. Начальная цена была порядка 32 млн руб.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».