Найти тему

Яркие краски «Подводного мира»

Одна из самых больших мозаик в Нижегородской области – «Подводный мир» – на фасаде бассейна «Заря» переживает второе «рождение». Присоединиться может каждый!

На страницах «Дзержинских ведомостей» мы уже рассказывали о том, что работы по восстановлению ярких красок мозаичного полотна проводят специалисты Школы реставрации мозаик при поддержке нижегородского правительства и Фонда президентских грантов. Руководит проектом Александр Казарин. Ему и слово.

«В нашем регионе сохранилось немало произведений в мозаичной технике, но Дзержинск занимает первое место по этому наследию. Панно советского периода выполнены профессиональными художниками и представляют собой монументальные произведения искусства. Мозаику на фасаде бассейна создавали в восьмидесятые годы. Ее автор Сергей Манохтанов. Эта работа самая сложная по реализации из-за ее рельефности. Специально для нее на одном из дзержинских заводов отливали бетонные формы. Плитку клали вручную. В панно нет ни одного повторяющегося элемента»,начинает рассказ мой собеседник.

Разглядывать аквалангиста, стайки рыб, водоросли и даже пузырьки воздуха можно бесконечно. Особенно впечатляет игра цвета в вечерние часы, когда на стену падают отблески городских фонарей и проезжающих машин. Газон возле фасада не дает непрофессиональному взгляду увидеть повреждения, которые нарушают целостность полотна. А их очень много: по оценкам специалистов верхний слой поврежден на 60­70 процентов, а бетонный барельеф имеет в своем основании трещины различной глубины.

Восстановить разом всё панно не удастся. На это есть несколько причин. Во-первых, размеры самой мозаики. Реставраторы определили границу участка, на котором будут вестись работы в этом сезоне. Вторая причина – сезонность. С наступлением холодов материалы теряют свое свойство, поэтому в запасе у реставраторов буквально пара месяцев. Третья – поиск глазурованной плитки «родом» из 80­х. Современная керамика отличается от той, что производилась в советские годы, не только по качеству, но и по цветовой палитре. Чтобы «картинка не резала глаз», реставраторы отдают предпочтение материалам той эпохи, которые не так просто найти.

«Многие думают, что мы уберем всю старую плитку и создадим рисунок заново. Это не так. Реставрация подразумевает собой замену сколотых или потрескавшихся керамических плиточек цельными кусочками. Первый этап – фотофиксация существующего полотна для полноценного сохранения цветовой гаммы. Второй – демонтаж поврежденных деталей и цементирование трещин барельефа для укрепления основы. Повреждения образовались по нескольким причинам. За много лет солнце и вода способствовали разрушению клеевого слоя, в осенне­-зимний период в трещинах и пустотах скопившаяся жидкость замерзала. Из курса физики мы знаем, что это способствует расширению. При тщательном анализе также выяснилось, что часть плитки имела производственные дефекты, которые стали причиной разрушения поверхностного цветного слоя. Третий этап – самый сложный – поштучное приклеивание кусочков мозаики с подбором правильной формы и цвета. Плитка будет вырезаться точно в размер утраченной. Поэтому работа предстоит долгая и требует большой аккуратности. Недаром реставраторы говорят, что легче создать мозаику вновь, чем восстанавливать уже существующую»,продолжает руководитель проекта.

Кстати, работы по поиску плитки «советского периода» ведутся по всей стране. И речь в данном случае идет о тоннах материалов. Такая плитка не продается в магазинах. Нижегородские реставраторы бросили клич и просят откликнуться художников или их последователей, которые до сих пор хранят в своих мастерских керамику полувековой давности. Такая должна быть и в Дзержинске. Когда-то в нашем городе существовала целая артель мастеров, создавших великолепные шедевры из цветных кусочков.

Один из участников проекта – профессиональный художник-­монументалист Раис Ханнанов. Именно он объясняет новичкам, как правильно держать стамеску и ударять молотком, чтобы не повредить соседнюю плиточку.

Реставраторы утверждают, что постараются по возможности сохранить как можно больше кусочков оригинальной плитки. На каждый из них будет нанесен специальный состав, который вернет утраченный блеск, замаскирует мелкие неровности и шероховатости и предохранит от дальнейших разрушений.

Рабочий день зависит от погоды. В дождь без навеса работать некомфортно. На его нехватку реставраторы сетуют не из-за того, что погодные условия мешают, а из-за сохранности будущего шедевра.

«Из-за осадков плитка на самых выступающих барельефах больше всего пришла в негодность. На некоторых участках ее попросту нет, либо красочный слой откололся, и осталась только керамика. Мы выступаем с предложением оформить постоянный карниз над всем полотном, чтобы минимизировать попадание влаги на мозаику»,рассказывает художник.

Напомним, принять участие в восстановлении панно может любой житель Дзержинска. Художественное образование и какие-то навыки не нужны. Работы проходят по субботам и воскресеньям, с 10:00 до 15:00. Также к реставрации можно присоединиться по вторникам (20 и 27 августа) и четвергам (15, 22, 29 августа), с 17:00 до 20:00. Все рабочие инструменты и материалы будут предоставлены на месте. Форма одежды – рабочая. Место реставрации – фасад бассейна «Заря», площадь Дзержинского, 6. Реставраторы будут благодарны любой помощи. Если у кого-то есть возможность поделиться плиткой, то можно сообщить об этом руководителю проекта Александру Казарину.

Справка. Основная задача Школы реставрации мозаик – сохранить уникальные произведения советского монументально-декоративного искусства. Проект школы победил в конкурсе грантов для некоммерческих организаций Нижегородской области. Осенью 2023 года были восстановлены две мозаики времен СССР – «Муза» и «Вдохновение», расположенные в Дзержинском музыкальном колледже. На средства гранта в 2024 году ведется реставрация мозаики «Подводный мир» на фасаде дзержинского плавательного бассейна.

Напомним, мозаики Дзержинска планируют включить в программу по их сохранению.

Вера АЛЕКСАНДРОВА

Фото автора