Всем доброго времени!
За год до "Золушки", между елкой и праздничным столом, писатель Михаил Зощенко по картам нагадал Янине Болиславовне Жеймо новую роль, славу и тактично, а может из иных соображений, умолчал про дорогу на чужбину и забвение.
В 1947 году Янине Жеймо было 35 лет и она в очередной раз переживала не самый хороший период в своей творческой и личной жизни.
Муж Леон, недавно приехавший из Польши в Советский Союз режиссёр дубляжа и влюбившийся в миниатюрную блондинку с польскими корнями в родословной, буквально боготворил Янину, но она его еще не любила. Ценила, уважала, а любви еще не было.
Как и ролей в кино.
Актрису и женщину спасла работа - роль Золушки в одноимённом фильме.
Несколько последующих лет успеха, славы, всесоюзного обожания публики и более-менее размеренной жизни сменились трудными временами.
Евгений Шварц, автор сценария фильма "Золушка" писал в своем дневнике про Янину:
"Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все ее существо - туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть".
Играть в кино актрису больше не звали, исключением стала в 1954 году роль мамы одного из главных героев в комедии "Два друга", снятой по книге Николая Носова "Витя Малеев в школе и дома".
На жизнь актриса зарабатывала дубляжем, то есть озвучкой иностранных фильмов, радиоспектаклями для детей и встречами со зрителями.
Еще ей с 1949 года платили небольшую сумму , так называемые "простойные", от Театра- студии киноактёра, где она числилась в штате.
Но основной заработок давали договоры и приглашения.
И то благодаря тому, что вся семья Жеймо (муж, сын и дочка) перебрались из Ленинграда в Москву, где было легче найти варианты работы и завести нужные знакомства.
Сын-то и стал решающей причиной переезда Янины в Польшу.
Да, туго было с работой тут, в Союзе, да муж рвался на свою родину, в Польшу, и сулил Леон больше творческих возможностей для нее, как актрисы, именно там, да было много бытовых плюсов в почти что заграничном житье ...
Но все решилось из-за Юлика.
Юлик родился в 1940 году в браке с Йосифом Хейфицем. Режиссёр тепло относился к падчерице Янине и был рад рождению сына.
Так случилось, что Хейфиц раньше жены оказался в эвакуации, в Средней Азии. Из блокадного Ленинграда Жеймо добиралась в Ташкент поездом, который попал под бомбежку. Новость дошла до эвакуированных в самых трагических красках. Казалось, причём многим, не одному Хейфицу, что пассажиры эшелона погибли. Так думала даже дочка.
Не долго горюя Йосиф закрутил новый роман, а Жеймо вернулась и не простила...
В то время рядом с ней в Ташкенте оказался верный друг Леонид Жано (так его звали в СССР). Он помог любимой им женщине справится с депрессией и обрести былую уверенность в своей привлекательности.
Однако взаимных чувств у Янины к нему еще долго не было, он это знал и всё равно окружал заботой и лаской самого близкого человека.
К пасынку Леонид относился замечательно, дочь жены к тому времени ( 56/57 гг) уже была взрослая барышня, вышла замуж и занималась свое жизнью.
Как бы не старался отчим, как бы мать не надеялась на Юлика - он все равно влип в очень скверную историю по тем временам.
Юлик очень хотел красивой заграничной жизни, прям вот именно хотел- со всей подростковой страстью. И мечтал жить в Варшаве. Для начала.
Потом бы он, в своих мечтах, отправился бы дальше, на Запад.
Разглядывая импортные журналы и слушая очередную историю о том, как бы отчиму в плане заработка было бы лучше в Польше, Юлик уже видел себя в самых шикарных декорациях.
Он будет голливудским кинооператором, режиссёром ! Но для начала, конечно, надо хотя бы во ВГИК поступить.
Что ж, Юлик нашел выход. Он сдавал школьные экзамены и покупал или менял на сувениры у интуристов журналы откровенного содержания, которые потом осмелился перепродавать своим одноклассникам.
В школе все и открылось, парня довольно-таки быстро исключили из комсомола за "низкопоклонничество перед западной буржуазией и распространение порнографии" и нещадно песочили по каждому удобному случаю.
Без комсомольского билета и с таким "антисоветским" пунктом в автобиографии про учебу в столичном ВУЗе пришлось забыть.
В этих условиях Янина Жеймо дала согласие мужу на переезд в Польшу.
В 1957 году Леон - теперь уже Леон Жанно - Янина и Юлий получили официальное разрешение советских и польских властей, и уехали в Варшаву.
Леон не обманул Янину. В Польше у него была работа, он снимал фильмы, получал приличные гонорары, помогал пасынку получить образование (в престижной киношколе города Лодзь) и всегда благоговейно выслушивал советы жены по тому или иному профессиональному вопросу.
Спустя много лет Юлий Жеймо вспоминал: "В Варшаве мама полностью смогла посвятить себя семье.
Она даже научилась готовить, хотя жутко не любила это дело. Пекла потрясающие пироги с капустой и угощала гостей сладким хворостом.
А я, когда женился и съехал с родительской квартиры, старался каждые выходные баловать маму ароматным пловом и обожаемым ею творожником собственного приготовления".
А пока муж был на съёмочной площадке, а сын переживал свои любовные драмы, Янина с остервенением драила полы и стены в квартире, о которой могла только мечтать в Москве.
Иногда ей приходилось во время уборки вставать на табуретку и было несколько раз, когда Жеймо спрыгивала с нее вся в слезах.
В Москве, в студиях озвучки фильмов и радиопередач остались почти такие табуреточки, жеймовочки. С ростом ниже 150 сантиметров актриса не дотягивалась до микрофона.
Отмыв квартиру от чистого в суперчистый вид Жеймо могла раз в год съездить к дочке и внучке в Союз и поведать друзей из прошлой жизни.
Иногда эти друзья приезжали к ней в гости. Иногда это были их съёмки или турне по магазинам за дефицитом, но потом компания обязательно заваливалась в гостеприимный дом Жеймо и Жанно.
Среди гостей были Михаил Пуговкин, Вячеслав Тихонов и многие другие знаменитости.
В 1966 году случилось невероятное. Янина поехала в Москву на работу: на киностудии Союзмультфильм шла озвучка французской комедии "Большая прогулка" и актриса дублировала хозяйку гостиницы в исполнении Колетт Броссе.
Фильм вышел в отечественный прокат спустя несколько лет и это было последнее упоминание актрисы в титрах кинокартины.
Янина окончательно стала домохозяйкой.
Шло время. Подводило сердце, случился инфаркт, первый.
Янина лекарства принимала время от времени и с юмором все списывала на старость.
Не очень получалось у нее "выдавать оптимизма склянку" в любимом кафе "На распутье"- сидя за чашечкой кофе и записывая то в блокнот, то на салфетку свои воспоминания.
В 1986 году случился второй инфаркт. Спасли. Лекарств стало больше и принимала их Янина аккуратнее.
Жизнь продолжалась. Все более тяжёлая внешне и все более горькая по ее внутренним ощущениям.
Умерла Янина Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве.
Юлиан Жеймо вспоминал тот день и похороны мамы так.
"В канун нового 1988 года я с семьей переезжал в новую квартиру. Когда в очередной раз приехал за остатками домашней утвари, в полупустом жилище вдруг зазвонил телефон.
- Юлик, приезжай скорее! С мамой, по-моему, плохо!
Я тут же взял такси и помчался.
Вбегаю в мамину спальню. А она лежит на кровати и застывшей рукой тянется к лекарству. Я понял, что ее не стало...
А ведь беды в тот день ничего не предвещало: она, как обычно, готовила обед и стирала.
Я просидел рядом с мамой несколько часов - ее смерть была потрясением. Когда приехали из морга забирать тело, я сам взял ее на руки и отнес по ступенькам вниз с четвертого этажа...
Мама хотела, чтобы ее похоронили в Москве, поэтому мы заказали цинковый гроб и полетели в Россию.
Оформление необходимых документов и похороны на Востряковском кладбище взял на себя Союз кинематографистов СССР, в котором маму помнили и бесконечно любили".
Нашу "Золушку" любят и помнят до сих пор.
Благодарю за внимание 💚
© Мартынова Н.А, 08.09.2024