Найти тему
Юлия А

Мед, месть и инопланетяне - Т. Коростышевская "Мумия в меду"

Мне нравится фэнтези, я люблю детективы, обложка у «Мумии в меду» тоже получилось зачетной, потому и добавила я историю в свой виш, а после взяла в руки. Почти моя стандартная схема выбора книги, ничего нового.

Над изображением фона постаралась нейросеть
Над изображением фона постаралась нейросеть

В центре сюжета истории оказывается Таисия Вереск – двадцатипятилетняя девушка из пригорода Славигорска. Таисия живет на даче родителей, ездит на велосипеде и электричке на работу в торговый центр «Пирамида», в котором занимает должность штатного бухгалтера в финансовом отделе. Главная героиня любит мед в ненормальных количествах и ест его на завтрак, обед и ужин, а еще по расписанию время от времени пьет какие-то таблетки. По словам соседки, вернулась Таисия в родные пенаты недавно – двадцать лет где-то пропадала. Подруг и любовников в обозримом пространстве нет. Об этом обо всем сообщается читателю в первой главе истории, намекая сходу и сразу – что-то в Таисии Вереск такое загадочное присутствует, с чем придется разобраться далее по сюжету.

Толчком начала краеугольных событий становится нелепость – придя на работу, Таисия случайно нажимает на неправильную кнопку лифта и по ошибке попадает на закрытый от посетителей этаж. Здесь собственник торгового центра Баринов устроил музейный уголок. Мужчине удалось заполучить в руки настоящий саркофаг с подлинной древнеегипетской мумией, которой он решил похвастаться на ближайшем мероприятии по случаю открытия торгового центра. Только – не судьба.

Таисия вляпывается в мед диких пчел в лифте, подходит к саркофагу, с ужасом ловит осмысленный взгляд мумии, оставляет на крышке медовый след ладони и… теряет память. Потому что, когда очухивается через два часа, находит главная героиня себя в трубе вентиляции с незнакомым черноволосым мальчишкой-подростком. Заинтриговались? Спешите за книгой, чтобы прочесть, потому что более раскрывать сюжет – только спойлерить понапрасну, а далее я собираюсь поделиться настолько субъективными впечатлениями от истории, что составить какое-то суждение о том, стоит ли ее читать – они вряд ли не смогут.

Если попытаться найти для «Мумии в меду» одно слово, характеризующее ее сполна – это безусловно «странная». Книга – странная. Сюжет – странный. Герои – не менее странные. Вроде и неплохо получилось, и как бы объективно даже поругать не за что, но и похвалить… – странно.

Сюжет книги как будто бы развивается линейно, события идут друг за другом, построены логично, а все равно преследует ощущение перескакиваемости. Идешь-идешь, задумался о чем-то… – раз, и уже оказался в другом месте, не понимания, собственно, а как именно ты сюда попал. Так с «Мумией в меду». Читаешь главу – вроде все понимаешь, а в следующей уже находишь себя в какой-то другой точке сюжета и удивляешься – каким образом сюда мы добраться-то, собственно, успели? Вроде все намекало на другой путь. Оглядываешься в этот момент, чтобы себя проверить, и изумленно понимаешь… - логично ведь дошли, даже следы разглядеть до сих пор можно - все понятно по событиям, но все равно – странно.

Повествование «Мумии в меду» ведется от лица нескольких героев. Все они задействованы в сюжете, все они важны, потому их взгляды и точки зрения интересны. Все они – кусочки мозаики в общей картине, без которых сложить историю не получилось бы. И хотя я обычно такое решение авторов не слишком люблю, здесь всерьез об этом побурчать не смею. Потому что каждый кусочек оказался мне интересен и важен для понимания общей странной картины.

Любовная линия «Мумии в меду» - тоже странная. Обычно про такие я с кислым выражением лица говорю: «полюбили друг друга за красивые глаза». Мол, увиделись, и неожиданно поняли, что созданы друг для друга. И ни характеры таким героям не важны, ни взгляды на жизнь не интересны. Только красивые глаза. Вот и в книге Таисия вроде бы и встретила своего желанного взглядом, вроде и сразу осознала, что люблю-нимагу, но как-то удивительно гармонично эта странность вписалась в общую канву странностей, что я даже не вздрогнула хотя бы. Может, только поплевалась чуток и не всерьез по поводу имени главного героя – не смогла к нему привыкнуть. Все казалось — это не имя персонажа, это его раса.

Стоит ли говорить, что и детективная линия истории вышла странной?! Настолько, что я даже определиться не сумела – понравилась она мне или нет. Поначалу – в первых главах – автор запутала. Свалилось на меня много персонажей и много событий. Очень живо и жадно захотелось узнать – а что дальше-то? Где-то в середине, когда личность главной героини уже более-менее раскрыли – она сложилась, я примерно поняла, к чему они все пойдут и даже как будто бы смогла предсказать, к чему придут, потому немного потеряла в собственной жадности проглотить сюжет как можно скорее. Зато приобрела в интересе к событиям текущим – как именно они придут к тому, к чему должны. Получился интересный опыт. Обычно я так торможу только с книгами, которые перечитываю, или с авторами, которых знаю - у которых важно обращать внимание на детали.

К слову, личность главного злодея, которая должна была шокировать меня, почему-то не удивила. Точнее, предсказать я ее не смогла, на этого персонажа даже не смотрела, но обычное свое удивление по поводу таких неожиданных поворотов тоже не испытала. Снова странно. Не могу сказать, что плохо это, но и что хорошо – опять не могу. Другое дело с окончанием сюжета. Как бы не предполагала я одно, пришли все всё равно к другому – и это оказалось по-настоящему приятно.

Когда только начала читать «Мумию в меду», я словила не менее странное внутреннее ощущение похожести истории с «Альпинистом» Стругацких. По атмосфере происходящего действа и присутствующим в сюжете персонажам. Объективно – ничего общего в книгах нет, кроме темы инопланетян – и то, раскрыты они по-разному. Субъективно – я как будто читала продолжение – словно, если бы инопланетяне Стругацких прилетели в Славигорск в наше время и встретились бы с Таисией, то все происходящее вокруг непременно развивалось бы в таком ключе, в котором это увидела автор в «Мумии в меду».

Переворачивалось мое ощущение похожести атмосфер постепенно. Сначала в середине книги я поймала себя на мысли, что ухожу от стойкого дежавю, и уже Стругацкие мне не слышатся в каждом абзацем, после – истончились даже намеки. Заполировала оригинальность книги последняя глава, ставшая для меня самой лучшей во всей истории - окончательно убедила, что «Мумия в меду» другая. На мой вкус, много лучше, нежели «Альпинист».

Прочитать книгу стоит, если вы любите мед, инопланетян и ощущение странности происходящего. Моя оценка «Мумии в меду» – твердая 4. Выше рука не поднялась несмотря на то, что история мне понравилась, ниже – несмотря на то, что все такое странное.

Моя оценка книге: 4 (из 5) балла