На гражданке – пожарный, в зоне СВО, куда ушел добровольцем, – фельдшер. Наш рассказ – об Антоне, и.о. командира медицинского взвода мотострелкового батальона танкового полка, который сейчас находится дома, в отпуске по ранению.
1999 год. Казахстан. Антоша, второклассник, возвращается из школы домой и, внезапно расплакавшись, говорит родителям: «Я туда больше не пойду».
«Тогда начали запрещать русский язык, притеснять русскоговорящих. Был бы постарше – может, и не так бы остро всё воспринял. А ребенку было обидно до слез. И непонятно, почему вдруг одноклассники, на днях общавшиеся на равных, стали заявлять: «Ты – русский. Уезжай к себе в Россию». Наверное, эти детские воспоминания и стали одной из причин, почему я пошел добровольцем на СВО. Я пошел защищать своих…»,рассказывает боец.
Настоящая профессия
Когда семья переехала в Дзержинск (здесь жили родственники), Антона, как способного к языкам, отдали в 38-ю гимназию. Родители видели его попеременно переводчиком, конструктором, финансистом. А он неожиданно для всех решил «надеть погоны». С улыбкой вспоминает, как мама отклоняла его предложения о разных военных училищах: танки глохнут, самолеты падают, лодки тонут. «Так я с тобой никуда не поступлю», – сказал он. И в итоге остановил свой выбор на Санкт-Петербургском университете государственной противопожарной службы.
«Настоящая мужская профессия. Ты видишь результат своего труда и знаешь, что помогаешь людям»,объясняет Антон.
По семейным обстоятельствам, после 3-го курса, в учебе пришлось сделать перерыв. Молодой человек добровольно пришел в военкомат. Тогда он удивил его работников в первый раз: «По нашим данным, вы – курсант». «Нет, я забрал документы и готов идти в армию», – ответил он. Оценив анкету будущего офицера, его направили не куда-нибудь, а в Президентский полк. Где служат лучшие из лучших.
Демобилизовавшись в 2013 году, он восстановился в университете (правда, уже на заочном отделении) и устроился в частную пожарную охрану. Потом пару лет работал во ФСИН. А в 2021 году снова вернулся в «пожарку», в одну из пожарно-спасательных частей на Автозаводе.
Надо ли говорить, с какими опасностями связана работа пожарного. На вопрос о постоянных рисках и страхе за свою жизнь лейтенант МЧС отвечает:
«Страх есть всегда. Не боятся только дураки и мертвые: первые не понимают, а вторым уже ничего не страшно. Отключаешь все эмоции и просто делаешь то, что должен, стараясь соблюдать меры безопасности буквально на уровне инстинкта. Работа пожарных – командная. Ошибешься – подставишь не только себя, но и других. А на мне, как начальнике караула, лежала еще большая ответственность»,шутит Антон.
Когда объявили частичную мобилизацию, Антон задумался о своем участии в СВО: «Наверное, я с моим опытом смогу быть полезен». Не рассчитывая на быстрый ответ, подал заявку на «Госуслугах». И вдруг сообщение: его ждут в горвоенкомате. Снова удивление сотрудников: «У вас же бронь!». Он объяснил, что уволился по собственному желанию. И готов к выполнению воинского долга в зоне СВО.
Передовой фельдшер
В Мулине, где из новобранцев формировали учебную роту, повезло с командиром. Тот определил его на должность фельдшера роты. 2 ноября, в день назначения (а накануне Антон был именинником), в части произошел несчастный случай с мобилизованным. Антон, не растерявшись, пришел товарищу на помощь. После командир вспоминал: «Смотрю на тебя: ты сам весь в крови, ребята рядом трясутся, а ты продолжаешь хладнокровно бинтовать. Значит, думаю, не ошибся с выбором». Он же, кстати, и дал позывной фельдшеру: «Будешь Градусом – как медик в одном из фильмов про СВО».
Зимой 2023 года танковый полк, в составе которого был Градус, прибыл на территорию ЛНР. Антон сначала учился сам. Параллельно, по просьбе начальника штаба, учил других новобранцев оказанию первой медицинской помощи.
«Конечно, и предмет такой в университете был, и на пожарах не раз приходилось людей спасать. Но ведь одно дело – на гражданке, а другое – на передовой. Сравните перелом руки в ДТП и минно-взрывное ранение с частичной ампутацией в условиях боевых действий…»,объясняет Антон.
«Во время минометного обстрела ребятам прилетело в блиндаж. У одного легкое пробито с двух сторон, у второго – ранение в области живота и под коленной чашечкой. Когда узнал о тяжелых трехсотых, побежал к ним, забыв о собственной безопасности. Обстрел продолжался, а я даже не надел «броник». Хотя первое правило медика – сначала обезопась себя, а потом – других. Время шло на минуты. Я понимал, что им одновременно надо оказывать помощь. Сам обрабатывал одного, а второго – мои ребята, которым я давал указания, что делать. Спасли обоих, вывезли»,вспоминает Градус своих самых первых тяжелых раненых.
Градус, как и.о. командира медвзвода (приставка «исполняющий обязанности» стоит потому, что у него нет медицинского образования), по сути, должен находиться в определенном месте. И ждать, когда эвакуационная группа доставит к нему раненых. Но ситуации бывают разные.
«Я – передовой фельдшер. Когда надо, и за «ноль» выхожу. Помню, когда наши штурмовики отправились на одно из заданий, я решил двигаться за ними. Хотя этого делать было нельзя. Но мне было спокойнее от того, что они в зоне прямой видимости. О себе тогда не думал»,улыбается молодой мужчина.
Как не бывает двух одинаковых пожаров, так не бывает и двух одинаковых ранений. И раненых. Одни ведут себя спокойно, другие начинают паниковать.
«Каждого поддерживаю. Говорю: «Я здесь, сейчас помогу, всё будет хорошо». Понятно, что людям больно, страшно, далеко не все могут оценить степень тяжести своего ранения. Но в любом случае панике – не место. Если раненый начинает вести себя неадекватно, его нужно привести в чувство»,рассказывает Антон.
«Не перестаю быть офицером»
А уж самим медикам теряться, нервничать – и вовсе не по статусу.
«Нет, руки никогда не дрожат. Что бы ни случилось. Конечно, устаю. Признаюсь, иногда хочется всё бросить. Но тут же думаю: «А кто тогда будет делать мою работу?». Совладаешь с собой, соберешься с мыслями и – вперед! Еще и ребят своих подбодришь. О каком успехе можно говорить, если командир в унынии?»,отвечает Градус на соответствующий вопрос.
«Потери… На войне без потерь не бывает. Конечно, хочется спасти всех, но мы – не боги. Делаем всё, что от нас зависит! И даже больше!»отводит в сторону глаза Антон.
И.о. командира медвзвода награжден медалью «За спасение погибавших». В МЧС – лейтенант, в ВС – рядовой.
«Я не перестал быть офицером. И в душе, и по ощущениям я продолжаю им оставаться»,улыбается он.
В начале июня Градус был ранен. «Птичка» «прилетела» в «багги», на котором они ехали на передовую за ранеными.
«Увидел столб пламени, и мы загорелись. С водителя взрывной волной всю одежду сдуло вместе с бронежилетом. Я пострадал меньше. Перелом руки и ожоги 25 процентов. Как смогли – выбрались из «багги», затушились. И начали отход к своим позициям»,вспоминает Антон.
Потом были госпитали в Белгороде, Кронштадте. К Градусу относились как к своему – коллега же.
Удивительный факт. В свое время мама, сама медик, предлагала Антону поступать в мединститут, на военврача. Но сын ей тогда ответил: «Хорошим доктором быть не смогу, а плохим – не хочу». Как показало время, он ошибался… Сейчас Антон не исключает того факта, что, когда закончится СВО, снова пойдет учиться. Уже на медика.
Два слова о маме. Она – активист волонтерской группы «Своих не бросаем». И Антон ею безумно гордится.
«У нее и профессия такая, гуманная, и характер соответствующий. Поверьте, даже если бы я не был на СВО, она всё равно бы не осталась в стороне. По-другому просто бы не смогла. Она ко всем парням относится как к сыновьям… Наше дело правое. Кто в этом сомневается – приглашаю на «экскурсию» в Донецк, Белгород, Курск… Против нас действительно воюют настоящие фашисты! Они могут сколько угодно ненавидеть нас, военных, но при чем тут гражданские?! Почему гибнут мирные жители? Мне много раз приходилось бывать в Белгороде. Местные относятся к военным с огромным уважением. Поддерживают, как могут. Помню, привезли авто на шиномонтаж. На вопрос, сколько с нас, услышали: «Ничего. Вы же нас защищаете!» Значит, мы всё делаем правильно…»уверен Градус.
Напомним, участники СВО из Дзержинска получили государственные награды.
Екатерина КОЗЛОВА
Фото из личного архива Градуса