Интересную реакцию выдали некоторые мои читатели на мой вчерашний текст про юденраты. При том что текст настолько взвешенно и аккуратно написан, что даже Дзен - удивительно! - до сих пор еще его не заблокировал. Наверное, модераторы слишком заняты приключениями Павла Дурова в Пятой республике. Не до меня им пока что.
Знаете, какая реакция была самая типичная? И самая интересная с психологической точки зрения. Что я затронула больную, трагическую тему. Тему юденратов. Мол, не все так просто.
Ребят, а когда наши бывшие либералы взяли курс на «переосмысливание истории Великой Отечественной», когда косяками стали тиражировать мифы про «миллионы изнасилованных советскими солдатами немок»; когда из пронафталиненного сундука начали усиленно вытаскивать фигуру Власова, а вместо него заталкивать в этот сундук забвений героическую фигуру Карбышева; когда - опять же, под соусом «ну мы же пытаемся ПРАВДУ до вас донести» - представляли Зою Космодемьянскую шизофреничкой; когда из наших дедов делали убийц и преступников - никому не было больно, нет? И все было просто?
Мне - было больно. Мне и сейчас больно, когда из наших героев пытаются сделать чёрт знает кого. Когда «супертитанические» усилия наших союзников возводят в абсолют и пытаются из них сделать главных акторов той страшной войны - мне больно от этого. Однако плоскомордые либералы с выражением граблей на своих лицах, поджавши губки, обычно отвечают: что, мол, правда глаза режет? При этом наваливая в так называемую «правду» кучу конъюнктурной лжи.
А тут - с юденратами, с коллаборационистами - вдруг больную тему затронули. О как. То есть правда хороша только тогда, когда советского солдата нужно с грязью смешать, да? А когда оказывается, что на поверку всё было… эммм… немножЕчко не так, и не там, и не тут; что разгоняльщики «правды» и сами порой ни черта в этой правде не понимают, из серии «то ли мама, то ли мало» - а имеют лишь четкую внутреннюю установку обгадить определенную сторону, - оказывается, что это - да, больно. И - да, неприятно. Вон оно как оказывается-то.
И вот начинают говорить о том, что ну потом же участников юденратов уничтожали. Ну так, милые мои, и партизан уничтожали. И Космодемьянскую изначально не собирались миловать… Литтелл в «Благоволительницах» очень ярко описал, как на оккупированной части Украины вешали на улицах партизан со вспоротыми кишками. Любителям обжигающей правды советую внимательно прочесть это. Если сил, конечно, хватит дочитать до конца…
Погибнуть - оно всегда страшно. Но погибнуть, зная, за что и за кого погибаешь, и погибнуть, ошибившись в том, что хотел-то любой ценой выжить, а не сбылось, - это две большие разницы, как говорят в том самом городе у моря.
А то как-то странно и неловко получается. Тех, кто сотрудничал, но впоследствии был уничтожен, мы возвышаем, а тех, кто шел на сознательную гибель во имя своих и чтобы никого не предать, - вот этих мы почему-то назначаем сумасшедшими.
Ну действительно: должны ж были попытаться выжить. Должны ж были хоть попытаться выжить любой ценой! Вот ЭТО уже долго и последовательно возводят в нравственный норматив. А не то, как люди во имя других людей (во имя многих из сегодняшних разгоняльщиков, ё-моё!) принимали мученическую смерть.
Так что правда - она в том, что если кто-то громче всех кричит о правде, то в конце концов этот кричальщик сам и попадёт под её каток. Вспомните слова про то, что самое главное качество любого судьи - его способность покарать самого себя. А к этому подавляющее большинство носителей «обжигающей правды» оказываются не готовыми…