Найти в Дзене

«Сортировка мусора — это тоже гигиена»: ждет ли Казань будущее без отходов

Оглавление

Кирилл Буздалов / Enter

В Горкинско-Ометьевском лесу прошла очередная дискуссия от «Городских модераторов». Эксперты обсудили, почему мусорная реформа провалилась, и что ждет сферу ТКО.

Проблему сбора, утилизации и переработки мусора в Казани обсуждают не первый год. Ежедневно в столице Татарстана образуется порядка 1,6 тысячи тонн отходов. Хотя еще двадцать лет назад на полигон вывозили лишь 500 тонн.
— С каждым годом мы наблюдаем только рост мусора. Это огромные цифры, они ужасают. Полигоны переполняются, огромный углеродный след уже оставлен, и он продолжает расти. Почему так происходит? Казань же за 20 лет не стала больше, а количество отходов увеличилось, — обратил внимание на проблему глава УК «ПЖКХ»
Евгений Чекашов.

-2

Кирилл Буздалов / Enter
По его словам, во многом виновата упаковка от купленной казанцами продукции. В пример руководитель регоператора приводит заказы с маркетплейсов, когда покупателю приходит товар, замотанный в пленку, вложенный в коробку, которая, в свою очередь, тоже обмотана еще одним слоем обертки. В конечном итоге все это оказывается в мусорном баке, а не в контейнере для отсортированных отходов.
В Западной зоне Казани действует принцип дуального сбора: в желтую сетку и обычный контейнер. Сеток для бумаги, пластика, стекла и металла сейчас в городе порядка 1 600. Все они доступны, но горожане все равно складывают туда чуть меньше половины несортируемых отходов, не понимая последствий такого поведения. Между тем сортировка отходов из желтых сеток, по статистике, происходит в четыре раза быстрее. По данным УК «ПЖКХ», благодаря сортировке мусора 3 284 тонны (или 1 850 баков) отходов не попало на полигон ТБО за первую половину 2024 года.
— Мы находимся в самом начале пути обращения с отходами. Хотя в 2018 году мы запустили раздельный сбор мусора, через год нас подкосила мусорная реформа, — напомнил замруководителя исполкома Казани, курирующий вопросы ЖКХ,
Искандер Гиниятуллин.

-3

Кирилл Буздалов / Enter
Реформа провалилась, считает чиновник, не принеся столице Татарстана никакой пользы. Из 35 объектов по утилизации и переработке мусора, которые предусматривало нововведение, в городе реализовали лишь один — вторая карта полигона «Восточный». По словам Гиниятуллина, реформа не позволяет инвесторам подключаться к работе, что мешает строительству необходимой инфраструктуры.

«Насильно мил не будешь»

Участники дискуссии «Казань без отходов: с чего начать и насколько это реально?» предлагают решать проблему по-разному: кто-то пряником, а кто-то кнутом. Искандер Гиниятуллин считает, что стоит законодательно внедрить раздельный сбор мусора. Сейчас он предусмотрен постановлением Кабмина РТ по желанию.
В свою очередь основатель пункта приема вторсырья «Фракция»
Дмитрий Купцов убежден, что «насильно мил не будешь». Спасти Казань от мусорного коллапса могут просветительские работы.
— На всех своих лекциях я учу, что с утра почистить зубы для нас — это нормально. Сортировка мусора — это тоже гигиена. Помимо личной она еще и общественная, — сказал Купцов. — Нам необходимы образовательные программы в школах и детских садах. Например, в школах ведут «Разговоры о важном». Хотелось, чтобы были и разговоры об экологии. Но я категорически против того, чтобы наказывать людей за отказ от сортировки мусора.

-4

Кирилл Буздалов / Enter
С мнением предпринимателя согласен Евгений Чекашов. По его словам, дети — амбассадоры в изменении поведения взрослых. Если их с маленького возраста научить сортировке и умеренному потреблению, то ребенок не только сохранит эту привычку на всю жизнь, но и вовлечет своих родителей.
— Когда-то в Казани не было мусорок, потом их поставили. Люди их ломали, воровали, сейчас же они часть городской среды. Потому что жители к ним привыкли. Также произойдет и с нашими желтыми сетками, — заявил глава УК «ПЖКХ».

-5

Кирилл Буздалов / Enter
Отсортированный мусор получает вторую жизнь. Например, из шин в столице Татарстана делают покрытие для площадок и беговых дорожек. Из стекла — лобовые стекла. Пожалуй, самая известная вещь в городе, сделанная из вторсырья, — экологичные скамейки и урны из 350 килограммов бутылочных крышечек у станции метро «Кремлевская». Их создала казанская дизайн-студия Qullar. По словам ее основателя
Александра Николаева, компания начала работать со вторсырьем три года назад и продолжает это делать по сей день.

Пищевые отходы несут угрозу

Если пластику, металлу, бумаге, стеклу и другому вторсырью можно дать вторую жизнь, то вот с пищевыми отходами поступить так нельзя. Органика занимает 30% от всего вывезенного на казанский полигон мусора. Если говорить в мировом масштабе, то человечество производит ошеломляющее количество пищевых отходов — около 1,4 миллиарда тонн каждый год (это на 400 тонн больше веса горы Фудзияма).
— Мы думали, что главная проблема — это пластик и батарейки. Помните, говорили, что одна батарейка убивает ежика. Но их можно переработать, а вот органика никому не нужна, — заметил Искандер Гиниятуллин.

-6

Кирилл Буздалов / Enter
По его словам, пищевые отходы выделяют метан, который плохо пахнет и легко воспламеняется. Отсюда возникают две проблемы полигонов — вонь и пожары.
Замруководителя исполкома предлагает из пищевых отходов делать компост. К этой работе планируют подключить Департамент питания. Сейчас все пищевые отходы они отправляют на фермы для корма.