Предисловие.
На днях слушал интервью с преподавателями духовных семинарий, серьезных специалистов в области богословия и восхищался их познаниями в разных сферах библейских вопросов. Настолько по-научному, со знанием дела, освещались разные вопросы, начиная от истории церкви и еврейской культуры, и заканчивая сложными богословскими вопросами и психологии человека. Была радость от того, что есть верующие братья, которые посвятили много времени на изучение Библии, чтение трудов разных авторов, и плоды их ученичества видны в их речи - очень толковые и внятные объяснения.
Но через некоторое время после радости в сердце закралась печаль, ведь стать таким умным и начитанным у меня вряд ли получится. А как же без таких глубоких знаний можно увидеть в Библии что-то свежее, новое? И разве возможно уже что-либо отыскать в Писании такого, чего не было бы истолковано в предыдущих поколениях нашими предшественниками во Христе? Казалось, что уже и Библию нет смысла читать и молиться, чтобы Бог что-то открыл полезное; читай толкования умных учителей и всё тебе откроется. Ведь столько умнейших христиан родилось под солнцем за две тысячи лет, которые посвящали практически всё время для поисков ответов на разные появляющиеся вопросы и разногласии в дебатах о библейских истинах. Неужели - думал я - в наше время уже практически невозможно узнать что-то новое в Библии, чего не понимали до сегодняшнего дня? Разве не может Дух Святой открыть и дополнить то, что уже было истолковано? Понятно, что в такие моменты в сердце перемешивается и желание отличиться, и желание узнать истину. И если смотреть только на негативные проявления, то тогда можно вообще ничего не делать, чтобы не согрешить. Но такой путь - это тупик и утопия. Конечно, лучше подавлять негативные желания и стараться переводить взгляд на добрые мотивы. Ведь и апостол Павел боролся со своими желаниями похвастаться сверх разумного, и Господь помогал ему сдерживаться, ущемляя некоторые возможности для тщеславия. Одним словом, мне всегда хочется верить (в какой-то степени, даже наивно), что Христос открывает интересные и полезные дополнения к познаниям “полноты” и сегодня, ведь “Дух дышит, где хочет“. Надеюсь, вы снизойдете к этой моей наивности.
Суть.
Слушая одного брата, проректора одной семинарии, заметил такую мысль, что в послании к Евреям, в десятой главе, где написана такая фраза:” Не будем оставлять собрания своего… “, в русском переводе не точно переведена эта мысль. Оказывается, что эта фраза не самостоятельная, как думается (ведь она начинается после точки), а на самом деле, является продолжением предыдущей мысли, и должна была быть написана через запятую. То есть, в предыдущем стихе говорится, чтобы мы друг друга “поощряли к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего”. Получается, что нужно не оставлять собрания, чтобы вдохновлять и поощрять друг друга к полезным духовным действиям.
Мне понравилась эта интерпретация. И вдохновившись такими размышлениями я начал читать весь контекст в десятой главе. И следующей мыслью шел такой текст:
К Евреям 10:25: "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного."
“Дня оного” - это какого дня? - задался я вопросом. Конечно, тут всем понятно, что мы усматриваем приближение “дня пришествия Иисуса Христа”. Я имею в виду, почему Павел написал ”оного”, а не более понятную фразу. В современном церковном лексиконе фраза “оный день” из-за того, что написана в старорусском стиле, является уже, как бы, определенным понятием и на слух интерпретируется как “день пришествия”. Но, все же, если перевести словосочетание “день оный” на современный русский язык, то слово “оный” приобретает посредственную окраску и звучит как “этот”( дословно “дня этого”). И вот теперь ещё раз зададим вопрос в нашем контексте: “Этого дня - это какого дня, когда?“. По логике образования предложения обычно слово “этот”, без конкретного указания, употребляется в том случае, когда о данном предмете или явлении говорилось в предыдущих мыслях или последующих. Напомню, что словосочетание “этот день”, в рассматриваемом отрывке, мы толкуем как “день пришествия Иисуса Христа” только лишь на том основании, что в других посланиях это словосочетание ясно говорит о пришествии.
Например: 1-е Коринфянам 1:8: "Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа."
Здесь же в нашем контексте не уточняется мысль о чем речь: о дне пришествия или о каком-либо другом дне. Поэтому я начал искать слова и фразы, которые бы дублировали значение фразы ”день оный”. И вот меня заинтересовало слово ”собрание” (К Евреям 10:25: "Не будем оставлять” собрания” своего…”, переводится как “собрание, сборище”. Возник вопрос: разве не лучше было бы использовать слово “церковь” вместо слова ”собрание”, тем более, что не оставлять свою церковь, это - более конкретная фраза, и слово “церковь” на тот момент уже давно применялось в значении поместной общины. Но автор применил именно это слово “собрание” и, как оказалось, именно это слово употребляется в Новом Завете всего два раза. И второй раз это слово стоит вот в каком тексте:
2-е Фессалоникийцам 2:1: "Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,"
Слово “собрание” употребляется в контексте пришествия Иисуса Христа и само употребляется в значении “встреча, соединение, день полного искупление, день слияния со Христом”… То есть, не просто очередное собрание, а что-то единственное, неповторимое, сильно ожидаемое. И если предположить, что апостол Павел именно этому греческому слову “ἐπισυναγωγή”: ( произношение: эпьйсинагойи́) собрание, придавал значение в смысле собрания в “день оный”, то получается интересное открытие. В послании к Евреям в нашем тексте говорится не о церковных собраниях, повторяющихся еженедельно, а говорится о том единственном собрании в момент пришествия Иисуса Христа для свадьбы Жениха и Невесты. И тогда отсыл словосочетания “Дня оного (этого)“ в послании к Евреям становится более выразительным и понятным: “Дня оного (этого) - какого? - дня собрания”. То есть, не будем оставлять упования нашего собрания к Нему, ожидания Оного дня, как некоторые поступали и поступают по сей день. А будем чаять (ожидать) этот день, это собрание, этот великий день встречи.
И если прочитать дальнейший контекст, то нашу интерпретацию доказывает противопоставление следующей мысли:
К Евреям 10:26-27: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников."
А отступившие от ожидания “этого дня” находятся в муках ожидания другого дня - дня возмездия и Божьей справедливости. Поэтому и написано Евреям 10:25: "...но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного." Увещевать друг друга, чтобы не потеряли надежду на “Оный День”, день пришествия Сына Божьего, день нашего “Собрания”.
К тому же дальше в этой десятой главе Павел ещё раз дублирует мысль о нашем уповании и награде на небесах - жизни вечной:
К Евреям 10:34-35: "... и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние."
Мы видим, что Павел продолжает вдохновлять и напоминать о нашей надежде - конце земных страданий, и чтобы никакие временные испытания не смогли затмить ”свет в конце туннеля”. И далее Павел продолжает:
К Евреям 10:36-37: "Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит."
Одним словом, главной мыслью второй части десятой главы послания Евреям является упование на “собрание в оный день”.
Чтобы ещё утвердить наши выводы, нужно обратиться к тексту в послании Фессалоникийцам, где второй раз применяется слово ”собрание”:
2-е Фессалоникийцам 1:10: "когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству."
Мы видим, что тут опять таки применяется фраза “оный день”, как и в тексте послания к Евреям. Павел в послании Фессалоникийцам также, говоря об упования на пришествие употребляет и словосочетание ”день оный”, и редкое греческое слово ”собрание”(), в смысле последнего собрания к Нему переходящего в вечное слияние с нашим Спасителем. Заметим, что в послании Фессалоникийцам, и в первом, и во втором послании тема о пришествии является одной из ключевых. Также и в послании к Евреям Павел не упустил возможности проповедовать и увещевать о нашей надежде - дне оном, собрании к Иисусу Христу. Павел и сам вдохновляет и увещевает со страниц послания об “оном дне”, и нас всех просит по его примеру поступать также - вдохновлять и увещевать друг друга тем больше, чем более усматриваем приближения Этого Дня.
Подводя итог выше указанных размышлений, можно предположить, что в десятой главе послания к Евреям под словом “собрание” имеется в виду день пришествия Иисуса Христа. Мы, как бы, каждодневно должны находиться в этом “собрании”, потому что Этот день может настать и сегодня. И мы, как те разумные девы, должны всегда быть готовыми встретить Жениха.
Думаю, сегодня Этот День виден ещё ближе и ярче, признаки приближения Оного уже чётче и яснее. Дай нам Бог и Отец и Сын и Его Дух Святой не отступить от упования Дня Оного, Собрания к Нему!