Самобытная культура татар, проживающих на территории Рязанской области, сегодня находится на грани исчезновения. Для сбора артефактов татар, для сохранения их нематериального культурного наследия десять лет назад Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником были организованы историко-этнографические экспедиции по татарским селам Ермишинского, Сасовского, Касимовского и Кадомского районов Рязанской области.
Были получены сведения о традиционном быте, костюме, жилище, обрядности, особенностях говора локальных этнических групп татар: азеевских, бастановских, касимовских, кадомских, собран вещевой материал для пополнения фондов музея. Выявлены взаимоотношения татарского населения с русским и мордовским, казанскими татарами, с народами Средней Азии, прочные связи с которой прослеживаются в формах и отдельных элементах языка и костюма. Удалось проследить как остатки древних языческих представлений, перемешанных зачастую с русской «крестьянской магией», так и прочную связь с исламским миром.
Все группы татар придерживаются мусульманства. Касимовцы более строго соблюдают обрядовую сторону, поэтому неслучайно именно из касимовской экспедиции был привезен атрибут исламского культа – молитвенный ковер «намазлык». Он получен от жительницы села Торбаево Касимовского района Марьям Софиевны Александровой (в девичестве Монасиповой). Ковер принадлежал ее старшей сестре.
Намазлык – молитвенный коврик прямоугольной формы, который является неотъемлемым атрибутом мусульманского культа у татар. Татарское слово «намазлык» происходит от персидского «намаз» – молитва. В религиозной практике других мусульманских народов также используются коврики для молитвы, которые имеют другие названия. Намазлык стал активно и повсеместно использоваться в исламском мире с X-XI вв.
Мусульмане ежедневно подстилают такие коврики на пол во время совершения пятикратных молитв. Чистота – одно из основных религиозных требований намаза, и именно молитвенный коврик обеспечивает чистоту места, защищая руки, голову и тело молящегося от соприкосновения с землей. Как правило, он расстилается непосредственно при молитве, но известны и другие его предназначения: например, благочестивый правоверный, посещая дом христианина, садился именно на намазлык – так он занимал «свою» территорию.
Особенностью орнамента такого рода ковров, по которой они всегда безошибочно узнаются, является арочная композиция. Специальная арка (михраб) в стене мечети указывает направление во время молитвы - в сторону Мекки. Намазлык с одной аркой используется для исполнения индивидуального обращения к богу, семейные намазлыки имеют четыре, пять арок. Большее количество арок указывает на использование во время общественных молений в мечетях.
Намазлыки изготавливали в самых разнообразных техниках, из самых разных материалов, здесь имели место не только каноны ислама, но и местные традиции. Для татарской народной вышивки характерно многоцветье. В изготовлении молитвенных ковриков татары-мусульмане предпочитали использовать окрашенные в насыщенные, а порой и глубокие темные тона и в черный цвет кашемир, сукно, сатин, шелк. На таком фоне вышивка получалась особенно нарядной, торжественной, воспринималась как драгоценность. Впечатление цветового богатства усиливается за счет своеобразной асимметрии: нитями разных цветов вышиты разные половинки одного листа, разные побеги на одной ветке.
Композиция узора намазлыка традиционно использует мотив арки, внутреннее поле которой остается свободным от вышивки. Три стороны прямоугольного поля коврика щедро заполняются растительным орнаментом, в котором своеобразно преломляется тема вечно цветущего сада, райских врат, излюбленная в декоративном искусстве ислама. Царство цветов, среди которых стоит человек, символизирует тот мир красоты и гармонии, в котором пребывает душа в час молитвы.