— Коля, совет нужен.
— Большой ты уже, за советом обращаться.
— Хорош, а?
— Ну давай, спрашивай, что уж, раз нужно, подскажу коли смогу.
— Дочь дурит. Не слушается, ругается, показывает неуважение и при этом доводит до сильного раздражения. Иногда свою маму напоминает.
— Опять у тебя все перепутано.
— То-есть?
— Не дочь маму напоминает, а мама ведет себя как подросток. Ты и сам как подросток, почему-то думаешь, что жена тебе что-то должна, и еще думаешь, что дочь тебе что-то должна.
— А что нет? Ни уважать, ни слушаться? Я отец, что за фигня?
— Ты им не хозяин, любое притязание на чужую волю – насилие. И кроме того, превращаясь в рабовладельца, ты получаешь кучу обязанностей, совершенно не необходимых. Но времена сейчас другие, от одного отца не зависит выживаемость семьи. Более того, сейчас от многих отцов скорее угроза расходования ресурсов. Но эта другая тема. Времена изменились. С другой стороны посмотри. Ты ничего не можешь сделать с дочкой, она все равно ведет себя так, как тебе не нравится, это есть?
— Именно это и есть.
— Ну а раз ты не можешь с ней ничего сделать, без насилия и подавления, все равно есть то, с чем ты можешь что-то сделать. И это ты сам.
— Ну сейчас начнется, измени себя и изменится мир, обеспечь себе новые реакции и мир ответит новым…
— Спорить не буду, почти все так и есть, но вопрос как это сделать? Как обеспечить от себя новых реакций?
— Вот именно. Знать бы как, давно бы сделал, кто хочет жить плохо?
— Это нужно сделать через осознание.
— Какое?
— Дочь тебе не должна. И она может быть любой. Ты должен понимать, что если кому она и должна что-то, то только себе и будущим детям, если будут. Все.
— Ни уважать, ни любить она не обязана?
— Нет. И твои ожидания не оправдываются не из-за нее, а из-за того, что ты живешь в рамках, которые отстали от жизни. И это все. Прими – она может быть любой, а ты должен быть устойчив. Любишь – люби, переживаешь – переживай. Но ждать что она будет такой как ты хочешь – слишком иллюзия.
— Что вообще позволять делать все что хочешь?
— Нет. Мы с тобой уже говорили. Есть же вполне рабочий способ существования. А именно ссылка на закон. Вот, к примеру, нельзя нарушать правила на дороге, потому что может быть авария или может быть плата.
— Если поймают.
— Если нарушаешь, поймают. Что ты ребенок, играть в «Поймай меня»? Не нарушай, не будет аварий и штрафов. Ну или будут, но в разы меньше. С дочкой тоже самое, установи правила, которые обеспечат отсутствие вреда и комфорта в общении. Проговори и настаивай на их выполнении с обоих сторон. Отсылка к правилам будет доводом. Будет всегда, если ты сам не нарушаешь.
— Пример можешь?
— Ты сам говорил, телефон после выполнения уроков. Прогулка после того, как убрана комната. Деньги на карманные расходы при отсутствии задолженности. Спать в 11 каждый день, а в пятницу и субботу в 11-30. Ты сам определи.
— Все верно, но сложно.
— Ну вот я и говорю. Меняй себя, с этим ты можешь работать, а подавлять, конечно, быстрее сейчас, но в перспективе приводит только к потерям отношений. Многие женщины имеют претензии к отцу. И потом к мужу. И сыновей растят в состоянии претензий к мужчинам. С заранее заложенными минами – у них появляются свои претензии к женщинам. Цикл замыкается.
— Кто виноват?
— Никто. И все. Времена меняются быстрее, чем человек перестраивает привычные сценарии существования в обществе. Еще недавно была ситуация, когда мужчина обеспечивал устойчивость семьи за счет физической силы и более устойчивого положения в обществе. Зарплаты были у женщин меньше, брали их на работу с меньшей охотой и тому подобное. Кроме откровенно женских профессий и должностей. Сейчас многие женщины зарабатывают больше мужчин, и это не вызывает удивления и неприятия.
— Все верно говоришь.
— Я не уверен, что я во всем прав, наверное, психологи и специалисты знают больше и механизмы, и автоматизмы, я говорю какие у меня наблюдения и мысли. На самом деле для меня естественно, когда дом и пространство на женщине, а добыча на мужчине. Но и другие варианты тоже современная норма, и каждая ситуация уникальна.
— А про ребенка?
— А где недостаточно хорошо у мамы с папой, там и дети барахтаются.