Найти в Дзене

Очередной забытый советский шедевр.Великолепная экранизация пьесы Островского,которую,как муху, прихлопнул выдающийся советский режиссер.ч.1

Через три года после "Бесприданницы" Александр Николаевич Островский написал комедию "Таланты и поклонники". Место действие "Талантов и поклонников" то же - волжский купеческий город Бряхимов. Герои почти те же, только фамилии другие - местная знать, богатые купцы, чиновники, добивающиеся внимания молодой, красивой, но бедной девушки. Мать девушки, имеющая намерение выгодно выдать замуж дочь. Молодой мужчина из бедных, желающий жениться на девушке. И сама девушка, которая никак не может решить - или пойти в содержанки к богатому, или выйти замуж за бедного. Да, судьба главной героини "Талантов и поклонников" Александры Николаевны Негиной очень перекликается с судьбой Ларисы Дмитриевны Огудаловой только без трагического конца. В конце концов Огудалова, этот "бриллиант, требующий красивой оправы", выбирает судьбу содержанки богача Кнурова, и только ревнивый выстрел ее жениха, ничтожного чиновника Карандышева, прерывает ее путь к успеху в жизни. Вот и в "Талантах и поклонниках" Негина

Через три года после "Бесприданницы" Александр Николаевич Островский написал комедию "Таланты и поклонники". Место действие "Талантов и поклонников" то же - волжский купеческий город Бряхимов. Герои почти те же, только фамилии другие - местная знать, богатые купцы, чиновники, добивающиеся внимания молодой, красивой, но бедной девушки. Мать девушки, имеющая намерение выгодно выдать замуж дочь. Молодой мужчина из бедных, желающий жениться на девушке. И сама девушка, которая никак не может решить - или пойти в содержанки к богатому, или выйти замуж за бедного.

Да, судьба главной героини "Талантов и поклонников" Александры Николаевны Негиной очень перекликается с судьбой Ларисы Дмитриевны Огудаловой только без трагического конца. В конце концов Огудалова, этот "бриллиант, требующий красивой оправы", выбирает судьбу содержанки богача Кнурова, и только ревнивый выстрел ее жениха, ничтожного чиновника Карандышева, прерывает ее путь к успеху в жизни.

Вот и в "Талантах и поклонниках" Негина в конце концов решает стать содержанкой богача Великатова, и жених из бедных у нее есть, но концовка совсем другая.

О "Бесприданнице" и ее трех советских экранизациях мы писали вот тут

У "Талантов и поклонников" в советское время тоже было три экранизации - два художественных фильма и один телеспектакль.

Но сегодня речь пойдет о самой первой - фильме киностудии "Ленфильм" режиссеров Андрея Апсолона и Бориса Дмоховского, снятом в 1955 г. Он так и называется "Таланты и поклонники". Вышедший на экраны через двадцать лет после знаменитой "Бесприданницы" Якова Протазанова, и этот фильм мог бы стать таким же популярным у зрителей и критиков, если бы сразу же после выхода его не прихлопнул, как глупую муху, своей критической статьей выдающийся советский режиссер, на тот период главный театральный авторитет всего Советского Союза.

И фильм исчез. Канул в небытие. И никто никогда из "прогрессивной общественности" не стонал и не требовал вернуть фильм зрителю. А ведь этот фильм - настоящий шедевр, один из немногих последних образцов настоящей русской театральной школы. Но вот как припечатал его главный театральный авторитет 40-х-50-х годов, так о нем и забыли. Как и не было. Замечательную протазановскую "Бесприданницу" зритель знает наизусть, а еще более замечательный фильм Апсолона и Дмоховского "Таланты и поклонники" почти никому и неизвестен.

Несколько слов о режиссерах. Ленинградский театральный режиссер и актер Борис Дмоховский наиболее известен своим знаменитым боевиком "Зигмунд Колосовский", где он не только режиссер-постановщик, но исполнитель главной роли.

А Андрей Апсолон был сценаристом, режиссером и актером студии "Ленфильм", ушел добровольцем на фронт, был тяжело ранен. Это его второй фильм. А еще он автор стихов к известным песня из кинофильмов. Стихи к песне "Лейся песня на просторе" из "Семеро смелых" - его.

Фильм снимался в г. Киров. С изобразительной стороны картину можно рассматривать просто как этнографическую, в связи с подлинностью городских пейзажей и интерьеров помещений.

Актерский состав - звезды Александринки, МХАТа и примкнувшие к ним молодые Евгений Лебедев из ленинградского Ленкома и Николай Трофимов из акимовского Театра Комедии, а также суперзвезда "Ленфильма" Павел Кадочников. Каждое исполнение, даже второстепенных героев - бриллиант чистейшей воды. Доставляет самое настоящее эстетическое наслаждение.

Немного напомню сюжет. Молодая девушка Александра Николаевна Негина, дочь умершего театрального флейтиста, блистает на сцена провинциального Бряхимовского театра. Местный богач, старик князь Ираклий Стратонович Дулебов предлагает ей стать его содержанкой. Девушка ему резко отказывает. Чтобы наказать непокорную князь и его приятели из городской элиты решают объявить бойкот предстоящему бенефису Негиной, а местный антрепренер не продляет с нею контракт.

Жалованье в театре было единственным источником дохода Негиной и ее матери и поэтому месть князя ставит ее на край нищеты. Но тут приехавший на бряхимовскую ярмарку очень богатый барин Иван Семенович Великатов, владелец сахарных, конных и винокуренных заводов, с первого взгляда влюбившийся в актрису, покупает негинский бенефис, чем спасает Негину от позора провала. А потом делает ей предложение стать хозяйкой его богатого поместья и выступать на сцене принадлежащего ему театра в одном из южных городов. По пьесе немного непонятно - предлагает ли он выйти Негиной за него замуж или просто берет на содержание.

Негина после некоторого раздумья, так как ей придется бросить бывшего студента Петра Егоровича Мелузова, бедняка, который только что окончил университет и ждет места преподавателя, и за которого она собиралась замуж, соглашается уехать с Великатовым. Сожительство с Великатовым позволит ей продолжить сценическую карьеру, которая является смыслом ее жизни.

То есть, перед нами практически та же история, что и с "бесприданницей" Ларисой Огудаловой. Чтобы вырваться из нищеты мололдая девушка идет на содержание к богачу. Правда, у Негиной эта жертва оправдывается ее желанием не погубить свой актерский талант ради честной, но бедной жизни с Мелузовым.

В фильме "Таланты и поклонники", снятом в 1973 г. кинорежиссером Исидором Анненским, есть даже некий пролог (в пьесе его нет) - маленькая Саша Негина из-за кулис восхищается игрой гастролирующей в их городе театральной примы, роль которой исполняет Ариадна Шенгелая. Прима дарит девочке на память свою камею и говорит - если бы ты знала, чем приходится расплачиваться за эти минуты счастья на театральной сцене.

А теперь уже о фильме Апсолона и Дмоховского. Вот перед нами подруга Негиной, тоже актриса Нина Смельская, крупный городской чиновник Бакин и местный купец Вася.

-2

Смельскую играет очаровательнейшая актриса Александринки Тамара Алешина, жена Юрия Толубеева (была на 19 лет его младше) и мать Андрея Толубеева. Ее наиболее известная роль в кино лейтенант Светлова в "Небесном тихоходе".

Рядом актер ленинградского театра им. Ленинского комсомола Евгений Лебедев, это одно из первых его появлений на киноэкране. Он играет чиновника Бакина, одного из ухажеров Негиной и вместе с князем Дулебовым преследующим ее. Можно сказать, что перед нами оперившийся Карандышев из "Бесприданницы".

А далее купец Вася в исполнении Николая Трофимова, тогда еще актер ленинградского Театра Комедии. Тут Островский даже не стал менять имя Васи Вожеватова из "Бесприданницы". Вполне приличный молодой человек, каким был и Вожеватов в "Бесприданнице".

Кнуров в этом фильме именуется князем Ираклием Стратоновичем Дулебовым, которого играет актер Александринки Николай Комиссаров. Обаятельнейший, учтивейший аристократ, но не прощает оскорбительного, по его мнению, отказа Негиной. Он ей новую квартиру и содержание, уж очень ему хочется кого-нибудь ласкать и холить -"Ну, иди ко мне, мой птенчик". А Сашура ему в ответ истерику - "Да как вы смеете!" И естественно, месть князя и примкнувшего к нему Бакина будет очень болезненной.

-3

Очень интересно исполнение роли еще одного влюбленного в Негину - разорившегося бывшего владельца театра Мартына Нарокова, народным артистом СССР, актером Александринки Николаем Скоробогатовым.

-4

Почему так подробно об этих второстепенных героях? А потому что перед нами чистейшей воды бриллианты актерского исполнения. Такого уже не увидишь. Играют исполнители первой величины. Настоящие русские актеры. Все или уже народные, или через некоторое время ставшие народными артистами СССР или РСФСР.

Про исполнителей главных ролей и говорить нечего. Шедевр на шедевре.

Вот мать Негиной Домна Пантелеевна в исполнении актрисы Александринки Екатерины Александровской.

-5

Дочь легендарной русской советской актрисы Корчагиной-Александровской. На театральной сцене играет с четырех лет. Еще с 1904 года вместе с Верой Комиссаржевской в спектакле по Ибсену "Нора". Вот она - маленькая Катя Александровская справа.

-6

Роль Домны Пантелеевны играла еще ее мать в той же Александринке. А вот теперь в фильме ее играет дочь. Играет виртуозно, острохарактерно, и комически, и драматически.

Негину исполняет актриса МХАТа Татьяна Ленникова.

-7

Театральная легенда отдает первенство в исполнении этой роли Марии Ермоловой, первой ее исполнительницы. Это была одна из любимых ролей великой актрисы. Играла Ермолова Негину в трагическом ключе. И тень великой исполнительницы прошлого, естественно, нависала над молодой Татьяной Ленниковой.

Двадцатилетнюю уроженку башкирского села Преображенского привез из алма-атинской эвакуации в Москву актер Михаил Астангов. Татьяна работала на алма-атинской киностудии костюмером, и Астангов, возвращаясь в Москву в 1944 г., предложил ей поехать с его семьей в качестве домработницы.

В Москве Татьяна поступила в театральную студию при театре им. Моссовета, и еще будучи студенткой, в 1947 г. сыграла главную роль в самом первом фильме только что созданной Литовской киностудии "Марите" о литовской Зое Космодемьянской - партизанке, Герое Советского Союза Марите Мельникайте, захваченной в бою фашистами и после пыток казненной. Фильм в свое время был очень известен. В 1962 г. даже состоялся повторный выпуск фильма на экраны страны. К сожалению сейчас его не найти. В Сети имеется только очень плохая копия, к тому же на литовском языке.

А еще у Ленниковой была очень удачная роль в фильме 1954 г. "Аттестат зрелости", где она играла молоденькую учительницу истории Антонину Николаевну, над которой издевается ее ученик, мажор Листовский, в исполнении демонического красавца Василия Ланового.

В роли Негиной молодая Ленникова ни в чем не уступает своим знаменитым партнерам по фильму. Нету в ней, конечно, трагизма Ермоловой, перед нами молоденькая девушка, веселая "вертушка", как ее называет мать, которая занимается любимым делом, пока даже не осознавая силу воздействия своего таланта и своей красоты на окружающих. Лучистые глаза, быстрая веселая речь, сильный характер и огромное чувство собственного достоинства. Все при ней. Вот только нищета надоела.

Это такой же "бриллиант чистой воды, который требует хорошей оправы", как и Лариса Дмитриевна Огудалова. И кто же этому "бриллианту" даст эту "оправу"? А есть два красавца, два умнейших и достойнейших человека, любящих Сашу Негину и могущих ей дать счастье, так как они сами это понимают. Два достойных друг друга соперника в исполнении двух выдающихся советских актеров.

Но об этом в следующей части.