Самый молодой жанр литературы – Young Adult или литература для подростков – буквально за пару десятков лет захватил и читателей, и издательскую индустрию, соревнуясь в популярности с классикой и фантастикой. Изначально предназначенный для определённого возрастного промежутка от 12 до 17 лет, он быстро эволюционировал и перешёл из разряда «второсортного» и не особо качественного чтения в жанр, объединяющий все возрасты и интересы. Мы постараемся объяснить этот феномен и разобраться, почему литература «для детей» захватила весь мир.
Что такое Young Adult?
Young Adult (YA) литература – это направление, ориентированное на подростковую аудиторию, обычно в возрасте от 12 до 17 лет. Этот жанр стал популярным в последние десятилетия, привлекая миллионы читателей по всему миру.
Одна из главных особенностей YA-литературы заключается в том, что она обращается к вопросам, актуальным как для подростков, так и в принципе для всех людей, независимо от их возраста. Эти вопросы могут варьироваться от поиска себя и своего места в обществе до проблем любви, дружбы, семейных отношений и самопознания. Авторы YA-литературы стремятся создавать персонажей, с которыми подростки могли бы себя отождествлять, чтобы как раз и помочь им с успешным ассимилированием в обществе.
Начать анализ Young Adult целесообразно с определения его в контексте детской литературы, исключая последнюю из нашего рассмотрения. Такой подход основан на научных работах, исследующих феномены зарождения новых жанров и их положение в культурной иерархии, чтобы раз и навсегда избавиться от неприятных стереотипов о YA. Детская литература хотя и связана с подростковой, но, будучи намного более устоявшимся жанром, стоит в отдалении. Для детской литературы свойственна система двоичных противопоставлений, таких как добро/зло, я/другие, мужчина/женщина, разум/сердце и так далее. Эта система иерархически упорядочивает мир, отдавая предпочтение одной стороне и тем самым упрощая его восприятие.
Young Adult занимает место между детской и взрослой литературой, представляя собой эту промежуточность, неоднозначность, нерешительность, лучше всего отражающую психологическое состояние подростков, ведь именно для них этот жанр и предназначен. Но благодаря такой многогранности он успешно воспринимается всеми поколениями и носителями разных взглядов, так как каждый способен взглянуть на поднятые вопросы с определённых точек зрения.
Особенности литературы Young Adult
Подростковая литература –я зеркало общества, в котором она создаётся. В ней отражены актуальные социальные и культурные изменения, такие как вопросы гендерных ролей, расовой дискриминации, влияния технологий на межличностные отношения и многое другое.
Например, в основе серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере лежит борьба добра со злом, что может быть интерпретировано как аллегория на борьбу человечества с социальными и политическими проблемами. В мире Гарри Поттера встречаются явные параллели с расовыми и этническими конфликтами и борьбой за равноправие в реальной исторической повестке. В результате эти книги становятся привлекательными и для взрослых читателей, которые видят в них отражение собственных идеалов и понимают скрытые автором аллюзии. Даже если главные герои книги YA – подростки, их переживания и столкновения с жизненными трудностями могут быть универсальными и понятными для взрослых.
В мире подростковой литературы очень важен момент взаимопонимания между героем и читателем, поэтому в произведениях всё чаще встречаются представители различных меньшинств и групп – расовых, этнических, гендерных, – до этого не имевших обширных представительств в культурных форматах. Как говорил автор Патрик Несс: «YA-литература задаёт вопросы о том, кто ты и что ты в действительности из себя представляешь, и ищет пути самоопределения и преодоления воздвигнутых границ».
Сюжетные линии в Young Adult вращаются вокруг героев и их личностей, и на передний план выходят злободневные проблемы, влияющие на читателей в реальности, так как сами персонажи становятся некой художественной репрезентацией нашей жизни. Мы пытаемся найти в книгах, как в зеркале, отражение личных беспокойств и трудностей, а также ответы на вечные вопросы. У подростковых книг нет чётко определённого и прописанного жанра – наоборот, YA объединяет различные направления и не соблюдает жанровые ограничения, поскольку они просто отсутствуют. Это тоже одна из самых важных особенностей данного книжного направления: вы можете любить фантастику, ужасы или романтику и в то же время найти всё это под обложкой всего одной книги Young Adult.
Также не стоит забывать о влиянии кинематографа. Многие популярные книги YA были экранизированы, что привлекло к ним внимание взрослых, которые после просмотра заинтересовались исходным литературным материалом. Фильмы, сериалы, ТВ-шоу и компьютерные игры сыграли очень большую роль в популяризации жанра, особенно потому что возник он совсем недавно – и произошло это именно в эпоху технологического прорыва и прогресса.
Основные авторы жанра
1. Стефани Майер известна серией книг о вампирах под названием «Сумерки». Эти книги стали культовыми в YA-литературе. Основная линия описывает романтические отношения между обычной школьницей Беллой и вампиром Эдвардом, смешанные с элементами фэнтези и приключений. Главный акцент делается на сложности подростковой любви, чувствах и их роли в формировании личности.
2. Колин Гувер – автор множества книг в жанре YA, включая такие произведения, как «Уродливая любовь», «Всё закончится на нас», «Кости сердца» и другие. Её произведения отличаются интенсивными эмоциональными переживаниями и сложными отношениями между персонажами. Она также часто затрагивает серьёзные темы, такие как депрессия, насилие, семейные проблемы и травмы.
3. Сьюзен Коллинз прославилась серией книг «Голодные игры». В этой дистопической серии рассказывается о героине по имени Китнисс Эвердин, которая участвует в жестоком турнире выживания, организованном и управляемым правительством. Коллинз описывает жестокий мир, в котором подростки вынуждены бороться за выживание, и рассматривает такие темы, как неограниченное использование власти, тоталитаризм, несправедливость, восстания и революционные настроения.
4. Джон Грин – автор таких популярных произведений, как «Виноваты звёзды», «Бумажные города», «В поисках Аляски». Его книги наполнены интеллектуальными и культурными отсылками и сложными отношениями между персонажами. Часто его произведения заканчиваются очень печально, но многие читатели как раз и наслаждаются страданиями и разбитыми сердцами.
Темы, поднятые в этих и многих других произведениях Young Adult, помогают молодым (и не очень) читателям лучше понять самих себя, окружающий мир и своё место в нём.
Немного статистики
Исследование, проведённое в середине 2010-х годов, выявило интересную статистику. Большинство подростковых книг, казалось бы, предназначенных для молодых ребят, а иногда и детей, покупались никем иным, как взрослыми людьми. Более чем в половине случаев произведения с рекомендованным возрастом от 12 до 17 лет приобретались лицами старше 18 лет, а самым крупным сегментом покупателей стали представители возрастной группы от 30 до 45 лет. При этом книги они покупали именно для себя, а не для кого-то другого.
Интересно, что такой взлёт популярности целого жанра литературы был вызван буквально одной единственной серией – «Голодными играми». Трилогия Сьюзен Коллинз увидела свет в 2010-х и мгновенно стала мировым бестселлером. Её влияние на книжную индустрию оказалось настолько масштабным, что повлияло на общие паттерны книжных продаж в то время. Келли Галлахер, вице-президент издательства «Bowker Market Research», отметила: «Мы начали исследовать аудиторию книг YA, когда заметили, что количество приобретаемых электронных версий этих книг превышает количество детей, утверждающих, что они читают электронные книги. Мы были поражены широким диапазоном возрастов взрослых читателей, а наш анализ показал, что этот тренд связан не только с популярностью “Голодных игр”, но представляет собой более широкое явление, чем аудитория данной конкретной серии».
Подростковая литература стала неотъемлемой частью современной литературной культуры не только благодаря своей популярности среди подростков, но и за счет привлечения внимания взрослых читателей. Её успех объясняется глубокими и универсальными темами, захватывающими сюжетами и способностью отражать социальные и культурные изменения современного общества. Читатели находят в подростковой литературе как развлечение, так и отражение собственных эмоций, проблем и опыта, что делает этот жанр особенно привлекательным и значимым для всех людей в целом.
Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!
Больше фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед"