Что может быть спокойнее, чем ночь в маленьком волжском городке Плёс? Но именно здесь находится один из самых привлекательных для воров музеев России. Да, Эрмитаж и Третьякова, безусловно, лакомые кусочки, но там и охрана на миллион…
Десять лет назад, в августе 2014 года воры забрались в дом-музей Исаака Левитана и унесли с собой пять бесценных картин. Сегодня мы раскроем все детали этого громкого дела: от первого удара кувалды по стеклу до задержания преступников и возвращения украденных шедевров. Мы также расскажем о том, как это нападение стало кульминацией целой серии попыток похищения произведений искусства из музея художника.
Ночь с 4 на 5 августа 2014 года. Тишину Плёса нарушает звук мотора — это два человека на мотоцикле приближаются к дому-музею. Они действуют быстро и профессионально: закрашивают камеры видеонаблюдения, разбивают бронированное стекло и проникают внутрь. Вся операция занимает не более одной минуты. Сигнализация срабатывает мгновенно, но к тому моменту, как наряд полиции прибыл на место, преступников уже и след простыл.
Кто были эти люди? Как им удалось так ловко обойти систему безопасности? Исследователи сходятся во мнении: воры были не новичками. Их действия продуманы до мелочей: они знали, где находятся нужные им полотна, и как быстро с ними скрыться. Взломщики точно не случайно выбрали эти пять картин. В музее находилось еще 25 работ Левитана и произведения других великих русских художников, но их даже не тронули. Это был целенаправленный “заказ”.
Стоимость украденного оценивается в 77 миллионов рублей, но реальная ценность этих картин не поддается измерению. Это не просто произведения искусства — это культурное наследие России, запечатленное на холсте. Но что побудило воров пойти на этот риск? Зачем красть произведения, которые практически невозможно продать легально?
Подобные картины на черном рынке стоят миллионы, но их продажа — это крайне сложный процесс. Любая попытка продать такую вещь сразу же привлекла бы внимание правоохранительных органов. Поэтому версия о “заказе” кажется наиболее вероятной. Кто-то, возможно, был готов заплатить огромные деньги за возможность владеть этими шедеврами, пусть и нелегально.
Но почему, несмотря на рекомендации полиции, в музее так и не установили решетки на окнах? И почему страховые компании не застраховали такие ценные произведения? Все эти вопросы возникают как следствие недооценки опасности, которая была очевидной.
Спустя два года после кражи полиция задержала преступников. Они скрывались в Подмосковье, где были найдены не только украденные картины, но и оружие, наркотики и другие доказательства их причастности к ряду преступлений. Это были люди, для которых закон не значил ничего.
Но это нападение было не первым. За последние десятилетия музей Левитана трижды становился мишенью для преступников.
Первое нападение произошло в 1994 году, когда грабитель разбил окно и попытался украсть несколько этюдов. На тот момент в музее не было ни решеток, ни сигнализации. Только благодаря бдительности сторожа, который услышал звон разбитого стекла и вызвал милицию, злоумышленника задержали в ту же ночь.
«Мы понимали, что музей не защищен должным образом, но не думали, что кто-то решится на кражу. После этого случая стали задумываться о мерах безопасности, но до серьезных изменений дело не дошло» - комментируют сотрудники музея.
Второе нападение случилось в 2004 году, когда двое воров проникли в музей и применили перцовый баллончик против сотрудника. Однако, несмотря на их попытки, кража была сорвана благодаря своевременной реакции персонала — преступники испугались и сбежали.
И вот, в 2014 году, произошло третье и самое успешное нападение. После него картины Левитана исчезли на два долгих года. Это нападение потрясло музейное сообщество и стало сигналом к тому, что защита культурных объектов требует радикального пересмотра.
В декабре 2016 года, после долгих экспертиз и реставрационных работ, украденные картины вернулись в музей. Это было не просто возвращение утраченного искусства, это было восстановление исторической справедливости.
Музей Левитана в Плёсе снова открыт для посетителей. Люди могут прийти сюда и прикоснуться к вечности, увидев работы великого мастера. Но история этого ограбления, как и предыдущие нападения, останется в памяти надолго, как напоминание о том, что истинное искусство всегда привлекает и свет, и тень.
Читайте еще больше интересного о мире искусства в нашем канале Дзен