Приветствую всех автолюбителей! Сегодня мы поговорим о весьма спорных и интересных моментах при обгоне и нововведениях. Начнём пожалуй с обгона паровозиком. Теперь, такой манёвр, оказывается, разрешён! Правила дорожного движения позволяют обгонять сразу несколько транспортных средств, не возвращаясь каждый раз в свою полосу.
Однако не всё так просто. До недавних пор инспекторы ДПС трактовали обгон паровозиком как нарушение, опираясь на пункт 11.2 ПДД. В нём говорится, что обгон запрещён, если впереди идущая машина уже совершает манёвр или объезжает препятствие.
Поэтому протоколы за такие обгоны выписывались пачками, а водителей ждал штраф в 5 тыс. руб или лишение от 4 до 6 мес. За повторное нарушение - гарантированное лишение прав на год! Если же нарушение фиксировала камера, можно было отделаться лёгким испугом в виде всё того же штрафа в 5000 руб.
Спору нет, обгон паровозиком - манёвр рискованный. Но давайте смотреть правде в глаза: если его запретить, пробок на дорогах станет в разы больше. Да и вообще, любой обгон - это уже риск, ведь всегда есть шанс лобового столкновения. Но не запрещать же обгоны совсем?
Да, манёвр сложный, но ведь он не всегда так опасен, как кажется. Скажем, если совершать его на крутом спуске с хорошей видимостью, да если вторая машина в "паровозике" - высокая, вроде джипа или грузовика. В общем, сейчас этот манёвр официально разрешён.
Но есть и другая проблема, о которой нельзя забывать - завершение обгона через сплошную линию разметки. Верховный суд в очередной раз подтвердил: это нарушение! И самая большая засада здесь в том, что водитель часто просто не может предугадать, где начнётся сплошная, особенно если обгоняет длинную фуру, скрывающую разметку. Знак "Обгон запрещён" ещё можно заметить издалека, а вот разметку - вряд ли, особенно ночью.
Наказание за такой манёвр - всё те же 5 тыс. руб или лишение от 4 до 6 мес, а при повторном нарушении - прощай, права, на целый год. По сути, оказаться левее сплошной - уже нарушение, даже если вы в процессе обгона. И хотя правила вроде бы заботливо предписывают водителю перед началом обгона убедиться, что полоса свободна на достаточном расстоянии и манёвр не создаст помех другим участникам движения, на практике это невыполнимо. Чиновников, писавших эти правила, реальность за рулём, похоже, не волнует.
Но есть парочка лайфхаков, которые могут помочь отбиться от несправедливого наказания. Во-первых, по ГОСТу знак "Обгон запрещён" должен дублироваться и на левой стороне дороги. Во-вторых, за 50-100 метров до начала сплошной (в зависимости от разрешённой скорости) должна быть предупреждающая прерывистая линия.
Все мы не раз видели её на дорогах. Правда, 100 метров - это очень мало, на такой дистанции можно оказаться перед сплошной уже через несколько секунд. Тем не менее, если знака на встречной обочине нет или предупреждающая линия слишком короткая - это уже нарушение ГОСТа.
А Верховный суд чётко говорит: приоритет в обеспечении безопасности движения - на стороне государства, а не водителя. То есть, в спорной ситуации ваши главные друзья - запись с видеорегистратора и рулетка.
Ещё один совет: не доверяйте разметке слепо! Бывает, что водитель начинает обгон, ориентируясь на прерывистую линию, а потом оказывается, что за километр до этого места стоял знак "Обгон запрещён".
И всё, приехали - прав лишился ни за что! Ведь действие знака может распространяться на десятки километров, даже если потом идёт прерывистая разметка. Держать в голове расстояние до запрещающего знака нереально, но истории о таких "ловушках" - не редкость.
Есть и ещё одно неочевидное правило: перед началом обгона водитель обязан убедиться, что сможет вернуться на свою полосу без помех для других машин.
Звучит логично, но на практике - утопия. Ну вот представьте: выехали вы на встречку, обгоняя фуру, а там целая вереница грузовиков! Куда деваться? Формально - только прерывать манёвр и возвращаться. На деле - прижмёте уши и будете "пролетать", молясь, чтобы навстречу никто не вылетел.
Или возьмём обгон по встречке в пробке - любимый приём хитрецов, экономящих время. По сути, тот же пункт правил это запрещает. Хотя на мой взгляд лучше бы прописать в ПДД прямой запрет на обгон в заторе. Чем проще и понятнее правила, тем безопаснее на дорогах.
Внимание: за неправильный обгон теперь грозит не только административная, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы до 2 лет и конфискации транспортного средства.
Это произойдёт в следующем случае: водитель Владислав нарушил правила обгона и получил штраф 5000 руб. Но он в течение года ещё раз нарушил правила обгона, и на этот раз его лишили прав на один год.
Но это его тоже не остановило, и он без прав снова решил покататься и обогнать с нарушением. Тогда уже возбуждается уголовное дело. Конфисковать могут легковой автомобиль, грузовик, мотоцикл, квадроцикл, трактор и даже электросамокат, если у него большая мощность и он приравнивается к мопеду.
Прецеденты уже были. Конфискация - это безвозмездное изъятие, обращение в доход государства орудия преступления, коим является транспортное средство. Никакой компенсации при этом не предусмотрено. Конфискации подлежит транспортное средство нарушителя либо его супруга.
Но если до решения суда хитрый собственник продал машину кому-то из своих знакомых, чтобы у него не отобрали, то, соответственно, могут быть судом изъяты денежный или материальный аналог в виде дома или другого имущества. То есть не надо играть с судом в игры. Вот почему важно знать правила обгона и не нарушать их.
И напоследок, хочу подчеркнуть: даже если вы уверенный в себе водитель с многолетним стажем, не стоит недооценивать опасность обгона. Помните: на дороге вы отвечаете не только за себя, но и за других участников движения.
Спасибо за внимание, до новых встреч!