Григорий Иоффе
Невская куртина, как и любой «уголок» Петропавловской крепости, имеет свою большую историю, состоящую из больших и не очень больших фрагментов.
Прежде, чем рассказать свою историю, свой «фрагмент», позволю себе обратить взор читателя к цитате из Википедии:
«Как видно из названия, эта куртина – единственная часть крепостной ограды Петропавловской крепости, обращенная непосредственно к водам Невы. Она соединила между собой Нарышкин и Государев бастионы. Изначально, в 1703 году, куртина была возведена в виде вала из земли и дерева… Стоит отметить, что каменная отстройка фортификационных сооружений велась поэтапно, и именно Невскую куртину возвели в кирпиче и камне несколько позже остальных частей ограды – в период между 1727 и 1731 годами. Вероятно, это связано с тем, что она находилась под надежной защитой самой Невы.
Первый шаг к нынешнему облику Невской куртины был сделан по проекту архитектора Доменико Трезини, а позднее, в 1781 году, внешний фасад ее облицевали серым гранитом. До последнего десятилетия XIX века укрепление сохраняло первоначальную структуру своих внутренних помещений: ее составляли двадцать два каземата, обустроенных в два яруса. К началу XX столетия казематы перестроили в одноярусные. Это изменило внешний вид оконных проемов в стене. В разное время эти казематы использовались как солдатские казармы, оружейные склады и тюремные камеры, в которых содержались политические преступники.
Сегодня в Невской куртине воссозданы двухъярусные казематы, утраченные во всех остальных куртинах крепости. Здесь долгое время находилась постоянная экспозиция музея графического дела “Печатня”, прежде чем ее закрыли на неопределенный срок для проведения ремонтных работ.
В этой куртине расположены Невские ворота, ведущие из крепости к Комендантской пристани. Через них выводили заключенных на казнь или на каторгу. «Ворота смерти» выпускали узников только в темное время суток, дабы вид тюремных лодок не омрачал столичной панорамы».
Так вот: по поводу «Печатни» ничего сказать не могу, но отчетливо припоминаю, что четыре года, с 1969 по 1972-й, я проработал в этих казематах печатником офсетной печати. В те времена всю Невскую куртину занимал Комбинат изопродукции № 1, там работал с 1966 года и оттуда ушел на пенсию мой отец, туда на работу в небольшой печатный цех пришел и я после армии.
Октябрь 1971-го
Чем же мы там занимались? Небольшой фрагмент из книги «100 лет с правом переписки. Народный роман»:
«Изокомбинат состоял из двух цехов: наш, фото-полиграфический, начинавшийся от Невских ворот, и «торшон», занимавший угол Невской куртины и Государева бастиона. В первом теперь располагается экспозиция «История Петропавловской крепости», во втором – залы выставочной галереи. Почему «торшон» – не знаю, все так говорили, и никто не задавал вопросов. Торшон и торшон. Цех занимался оформлением, «обрамливанием», разнообразной изопродукции, напечатанной на бумаге, фотобумаге и на холсте. Отсюда, видимо, и название: торшон – особый вид бумаги и ткани с рельефной поверхностью.
В различные рамы и рамки, от шикарных багетов до простеньких металлических, здесь вставлялись самых разных размеров копии картин, репродукции и фотокартины. И те, что печатались в нашем цехе, и закупавшиеся в других типографиях.
Фотоучасток находился в комнате, где во время работы горел только красный фонарь, и без стука входить туда не разрешалось. Там царили два чародея от фотографии: папа и его друг и соратник Михаил Робский. Здесь стояли большие профессиональные увеличители, ванночки и ванны для проявителя и фиксажа, от самых маленьких до огромных, и большой агрегат с блестящим барабаном, на котором сушились и глянцевались фотографии – АПСО (аппарат полуавтоматической сушки отпечатков). Вся наша фотопродукция, от открыток до фотокартин и выставок, печаталась в этой комнате, а папки и конверты, в которые вкладывались тематические изо- и фотоподборки, а также вкладыши с перечнем сюжетов, печатали мы. Это были, например, мини-подборки “Ленинград”, “Исаакиевский собор”, “Екатерининский дворец”, “Петропавловская крепость”, наборы открыток самой различной тематики. Тиражи были, если судить по нынешним временам, огромные – по 50, по 100 тысяч комплектов».
Ныне, когда бываю в крепости, просто так, гуляя, по делам или с гостями из дальних городов и стран, обязательно стараюсь пройти мимо той самой двери, куда я входил много раз, с умилением показываю гостям газон напротив входа в бывшие казематы, на котором мы в теплые летние деньки покуривали, сидя на травке, с резчиком Славкой Филимоновым, а потом веду их через Невские ворота на Комендантскую пристань и показываю стены куртины, прислонившись к которым, мы, раздевшись по пояс, загорали в обеденный перерыв с самых первых весенних, еще мартовских, солнечных дней.
Снимок у дверей Комбината изопродукции сделан 50 лет назад. Второй слева – папа, а первый справа – Михаил Робский. Закусывают. Возможно, приняли в обед по 100 наркомовских…
И вот как это выглядит теперь:
Уважаемые друзья и подписчики! Читайте книгу «100 лет с правом переписки. Народный роман» – новую историю ХХ века. Не о правителях и знаменитостях, а о простых людях, наших современниках, тех, кто реально творил эту историю.
Книгу, изданную в 2022 году, пока еще можно купить в интернет-магазине OZON, ИЦ «Гуманитарная академия» и в издательстве «Петербург – ХХI век».