Найти в Дзене

Запрудная слобода Коломны и ее церковь. Лажечников

Храм Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице в г. Коломне стоит особняком среди множества церквей исторического центра. Часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 гг. на средства К. Л. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 г. классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников. Писатель Иван Иванович Лажечников так вспоминал Запрудную слободу в повести «Новобранец 1812 года»: «Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса». Башни и стены коломенской крепости, которые упоминал в этом отрывке Лажечников, были построены в 1525-1530-е гг. при великом кня

Храм Бориса и Глеба на Большой Запрудной улице в г. Коломне стоит особняком среди множества церквей исторического центра. Часть города за рекой Коломенкой исстари называлась Запрудной слободой. Сохранившийся кирпичный храм был возведен в 1716-1726 гг. на средства К. Л. Житкова и Н. Набокова, и, несмотря перестройки, сохранил композицию, присущую памятникам петровской эпохи. В Запрудье в приходе церкви Бориса и Глеба родился в 1792 г. классик русского исторического романа Иван Иванович Лажечников.

Фото:  Антон Саков
Фото: Антон Саков

Писатель Иван Иванович Лажечников так вспоминал Запрудную слободу в повести «Новобранец 1812 года»:

«Мы приехали в Коломну. Это моя родина... Сколько воспоминаний о моем детстве толпилось в моей голове, когда мы въехали в Запрудье! Предстали передо мной… лунные ночи на обломке башенного зубца, при шуме вод смиренной Коломенки, лениво движущих мельничные колеса».

Башни и стены коломенской крепости, которые упоминал в этом отрывке Лажечников, были построены в 1525-1530-е гг. при великом князе Василии III. Существует версия, что для строительства Коломенского кремля были наняты знаменитые итальянские мастера Алевиз Большой и Алевиз Малый. Кирпич для стен кремля добывали в двух пригородных слободах – Митяевской и Запрудной. В Запрудье вплоть до начала XX в. сохранялись ямы, из которых выкапывали глину для кремлевского кирпича.

-3

Ямы упоминал и Лажечников в другом своем сочинении «Беленькие, серенькие и черненькие», где описан его старый дом в Запрудье:

«Дом стоит на огромном пустыре. Сзади, на несколько десятков сажень, ямы и рытвины, из которых, вероятно, много лет добывалась глина».

В Митяевской слободе Коломны сохранилось предание о том, что предки местных жителей были присланы сюда для работ по производству кирпича за шестьсот верст. Переселенцы весь долгий путь несли с собой на руках икону Нерукотворно Спаса, которую впоследствии пожертвовали в Богоявленскую церковь в Гончарной слободе Коломны.

Писатель Иван Лажечников
Писатель Иван Лажечников

В середине и второй половине XVIII в. Запрудье было одним из центров коломенских староверов. Главной фигурой среди раскольников Коломны в это время был богатый купец Илья Акимович Ложечников – дед писателя И. И. Лажечникова. С его именем связана история строительства в Запрудье старообрядческой моленной под видом православной церкви.

Жители Запрудной слободы «купцы Илья Ложечников с товарищи» выстроили вблизи слободы деревянную церковь на земле, специально отведенной под новое кладбище. Церковь эта так и не была освящена. Спустя время власти выяснили, что кладбище и церковь купцы из Запрудья устроили с одной целью – чтобы избежать совместных молитв с православными христианами, которые погребались по другую сторону реки Коломенки у Петропавловской храма.

-5

Городские власти запретили совершать погребения на кладбище в Запрудной слободе в 1786 году, а священника соседней Борисоглебской церкви обязали следить за этим. Саму деревянную моленную приказали уничтожить: материал либо продать на постройку другого сельского храма или вовсе пустить на дрова. Несмотря на предписание властей, церковь-моленная простояла еще четыре года, а затем епископ Коломенский и Тульский Афанасий вновь приказал моленную сломать, а бревна использовать для топки печей православного Спасского монастыря и собора.

-6

Принадлежность деда к старой вере не отрицал и его внук писатель И. И. Лажечников. В книге «Немного лет назад» прототипом отца писателя выступил персонаж Семен Прохорович Патокин по прозвищу «король». Вот как он описывал его внешность:

«Он носил бороду не потому что, однако ж, считал ее священною, как магометанин хвост у знамени пророка, и что снять ее было для него тяжелым неискупным грехом, а потому, что с молодых лет, по приказанию отца, несколько державшегося раскола, носил ее и привык к ней».
-7

Склонность богатого жителя Запрудной слободы Ильи Акимовича Ложечникова к старообрядчеству стала причиной нового дела в 1791 году. На этот раз спор напрямую касался приходской православной церкви Бориса и Глеба. Из донесения благочинного церквей Коломны к уже упоминавшемуся епископу Афанасию видно, что после ремонта Борисоглебского храма, который совершался на деньги Ильи Акимовича, некоторые иконы оказались написаны по старообрядческим правилам. В итоге было велено исправить иконы и зарисовать благословляющие десницы святых, где они были сложены по старому канону – двуперстием.

-8

Дед писателя Лажечникова Илья Акимович, вероятно, относился к скрытым раскольникам: формально числился прихожанином Борисоглебской церкви, но при этом не исповедовался и не причащался. О подобной религиозной практике упоминал и сам Лажечников:

«Большой начетчик священного писания и между тем большой любитель металла, который поэты называют презренным… Странный человек! Священное писание твердо знает, богомолен, строго исполняет посты, в церковь ходит, а у священника на исповеди и у святого причастия не бывает».
-9

Священником Борисоглебской церкви перед закрытием в советские годы был отец Илья Остроумов. Он был награжден в 1905 г. орденом св. Анны 3-й степени за двадцатипятилетние труды по народному образованию. Его сын Александр впоследствии стал епископом Пермским и Соликамским, получив в иночестве новое имя Товия. Во время Великой Отечественной войны в церкви в Запрудной слободе оборудовали в цех по ремонту танков. В полу была вырыта глубокая яма, а в стене пробит проем для проезда бронетехники.

В девяностые годы Борисоглебский храм выглядел так, будто сам пережил войну: колокольня и четыре боковые главы были разрушены, а настенные росписи – замазаны. Более десяти лет шло восстановление храма, и в 2007 году работы на главном памятнике бывшей Запрудной слободы Коломны завершились. Церкви Бориса и Глеба вернулось прежнее благолепие.