В первых двух главках повести мы знакомимся с главным героем князем, офицером Степаном Касатским, человеком выдающимся: эрудицией, доблестью, честью, фигурой... В каждом деле, за которое он брался, он стремился достичь совершенства. И не останавливался, пока не достигал его. Был у него только один изъян - чрезмерная вспыльчивость, горячность.
Накануне свадьбы с прекрасной графиней Коротковой, в которую князь был безумно влюблен, он узнал, что его невеста была любовницей государя. Не стерпев такого обмана, двойного предательства (государем Николаем Павловичем он искренне восхищался) он разорвал помолвку и решил удалиться в монастырь. Эта новость немало удивила всех представителей света:
Одна сестра, такая же гордая и честолюбивая, как и брат, понимала его. Она понимала, что он стал монахом, чтобы стать выше тех, которые хотели показать ему, что они стоят выше его. И она понимала его верно.
В дальнейших главках мы наблюдаем как складывается служение отца Сергия (в миру Степана Касатского). Как с той же тягой к совершенству он возвышается над монахами, как некогда, во времена учебы в кадетском корпусе, возвысился над кадетами. Его отчаянные попытки подавить в себе все человеческое приводят к тому, что внешне он достигает почти святости. Но внутри, несмотря на все отречения, на абсолютно праведную жизнь, на неустанные молитвы - все те же сомнения, всё то же ощущение собственной греховности. Праведная жизнь не приносит ему ни покоя, ни удовлетворения.
До последнего отчаяния доходит отец Сергий, пытаясь разобраться в себе, понять, что же он делает не так. И к нему приходит ответ:
«Иди к Пашеньке и узнай от нее, что тебе надо делать, и в чем твой грех, и в чем твое спасение».
Пашенька - двоюродная сестра Степана Касатского, которую он помнил еще робкой, жалкой, почти убогой девочкой; затем видел несчастной бедной вдовой; знал, что и сейчас она влачит жалкое существование, одна обеспечивая семью своей дочери, воспитывая внучат и усмиряя скандалы между дочерью и ее мужем, бесконечно и безрезультатно ждущим себе места. Казалось бы, что эта, судьбой обиженная, женщина может знать о жизни. Но именно после разговора с нею отец Сергий наконец понимает то, что не открылось ему ни в молитвах, ни в затворничестве, ни в отречении от всех мирских благ...
Повесть прочитана в рамках марафона "Открой школьную вселенную!", организаторы: @Ветер в книгах @annushkaimaslo @Кот-книголюб @С книгой в обнимку
Эта повесть была написана в 1890-е годы, а опубликована впервые уже после смерти автора - в 1911 году. Многочисленные источники сообщают, что поводом к написанию текста стал рассказ, услышанный Львом Николаевичем от Марии Павловны Чеховой, о реальном случае, когда молодой, преуспевающий человек неожиданно для всех постригся в монахи.
Но, думаю, что этот эпизод подсказал Толстому лишь сюжет, возможно дал импульс к написанию повести. А повод, т.е. глобальную тему, поднимаемую в произведении, дали ему его собственные многолетние размышления о сущности веры, о религии. И именно поэтому повсеть не теряет своей актуальности по сей день. И даже более того, в настоящий момент она особенно нужна и важна.
Все мы наблюдаем огромный интерес наших современников к разнообразным духовным практикам. Я сама знакома с людьми, которые ездят в монастыри или тренинговые центры, где несут служение, где очищаются от мирской суеты. Может быть я не совсем верно формулирую и понимаю то, что они там ищут, потому что я сама именно этой повестью Толстого "привита" от подобных желаний. Не потому что желание очистится - это плохо, а потому что Толстой мне объяснил, что для этого не обязательно полы в монастыре мыть, достаточно (хотя это гора-а-аздо сложнее) с любовью, пониманием и принятием относится к окружающим людям. Для этого не нужно ехать на условный Тибет, достаточно остановиться, когда прохожий спрашивает дорогу; достаточно остановить гневное слово, готовое сорваться с губ; досаточно предложить свою помощь тому, кто сам не решается о ней попросить...
Сущность и смысл веры не в достижении святости, а в развитии навыка - любить. И здесь сами собой вспоминаются слова из романа Генрика Сенкевича "Камо грядеши":
-Греция создала красоту и мудрость. Рим - мощь, а что создадут христиане? Так скажите, что вы несете миру?
-Мы несем любовь, - сказал Петр.
О небольшой повести Льва Николаевича Толстого можно говорить долго. Но я не буду. Просто предложу саму повесть прочитать и прислушаться к себе, понаблюдать, какие струны вашей души она затронет.
Прочитать ее можно здесь.
Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада обсудить в комментариях.