Найти в Дзене
ВТБ Страна

Чему учили благородных девиц в Смольном институте

С портретов кисти Дмитрия Левицкого, выдающегося художника екатерининской эпохи, на нас смотрят смолянки — девушки в форменных платьях или театральных костюмах. Это воспитанницы Смольного института — амбициозного образовательного проекта и любимого детища Екатерины II. Императрица хотела создать учреждение нового типа — новаторское не только для Российской империи, но и для других европейских государств. Институт должен был воспитать новую русскую женщину. Какую — попробуем разобраться. В институт принимали девочек из дворянских семей не старше шести лет. И оставались они в заведении до своего восемнадцатилетия. Все 12 лет воспитанницы почти не виделись с родными, а родители не могли требовать вернуть девушку домой раньше срока и даже давали в этом расписку. Воспитание добрых нравов не ограничивалось подготовкой девиц к светской жизни. Помимо участия в занятиях, смолянки вели хозяйство, шили себе белье и платья и даже давали уроки в младших классах: считалось, что педагогический опыт н
Оглавление

С портретов кисти Дмитрия Левицкого, выдающегося художника екатерининской эпохи, на нас смотрят смолянки — девушки в форменных платьях или театральных костюмах. Это воспитанницы Смольного института — амбициозного образовательного проекта и любимого детища Екатерины II. Императрица хотела создать учреждение нового типа — новаторское не только для Российской империи, но и для других европейских государств. Институт должен был воспитать новую русскую женщину. Какую — попробуем разобраться.

Устройство воспитательного пансиона

Дмитрий Левицкий. «Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской», 1772 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Дмитрий Левицкий. «Портрет Настасьи Давыдовой и Феодосии Ржевской», 1772 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

В институт принимали девочек из дворянских семей не старше шести лет. И оставались они в заведении до своего восемнадцатилетия. Все 12 лет воспитанницы почти не виделись с родными, а родители не могли требовать вернуть девушку домой раньше срока и даже давали в этом расписку.

Воспитание добрых нравов не ограничивалось подготовкой девиц к светской жизни. Помимо участия в занятиях, смолянки вели хозяйство, шили себе белье и платья и даже давали уроки в младших классах: считалось, что педагогический опыт необходим будущим матерям.

По возрасту воспитанницы делились на четыре группы. Для них были предусмотрены форменные платья, и каждому возрасту был присвоен свой цвет: первому, младшему, — коричневый (или кофейный), второму — голубой, третьему — серый, четвертому — белый. Эта особенность видна на одной из картин: на Анастасии Давыдовой платье кофейного цвета, а Феодосия Ржевская, старше на несколько лет, — в голубом.

Просвещенья дух: как проходило обучение наукам

Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Молчановой», 1776 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Молчановой», 1776 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Науки также преподавались по возрастам. В первой группе смолянки изучали Закон Божий, русский и иностранные языки (французский, немецкий), арифметику, рисование, рукоделие и танцы. На следующем этапе в расписании появлялись история и география, а также вводилось ознакомление с домашним хозяйством. В третьем возрасте добавлялось обязательное чтение исторических и «хороших, образующих ум и сердце книг», а также опытная физика, архитектура, скульптура, шитье и даже геральдика. Хозяйству обучали уже на практике: девушки вели счета, выбирали продукты и платили за них, а также заботились о порядке и чистоте приготовления блюд.

Курс выпускного возраста в основном состоял в повторении всего пройденного. Екатерина Молчанова, ставшая впоследствии фрейлиной при дворе императрицы, изображена на картине как раз в белом шелковом платье выпускницы. На столе возле нее стоит антлия — машина для черпания и накачивания воды, использовавшаяся на уроках физики.

По наставлению Екатерины особенно основательно изучались языки: не только для чтения, но и для элементарной коммуникации. Дело в том, что русских учителей недоставало даже для мужских образовательных учреждений, поэтому большая часть преподавания была отдана француженкам. Спустя 19 лет после основания института для оценки его работы по велению императрицы была собрана комиссия. Она пришла к выводу, что воспитанницы не только плохо владели русским языком, но и имели мало знаний по другим предметам. Тогда решили сократить и заменить преподавательский состав, а все науки преподавать исключительно по-русски. К воспитанницам младших возрастов приставили русских учительниц, чтобы те разговаривали с девочками и исправляли их ошибки.

А еще из необычных нововведений было такое: суббота стала днем закрепления пройденного за неделю материала. Преподаватели являлись в класс все вместе и по очереди предлагали вопросы ученицам. За вопросом о сотворении мира мог сразу следовать вопрос об изображении мира на глобусе.

Как шерочка с машерочкой в свет выходили

Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской», 1773 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Дмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины Хрущовой и Екатерины Хованской», 1773 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Музыка и танцы также входили в образовательную программу, а художественное образование в эпоху Просвещения было немыслимо без театра. Мужчин в институте, понятное дело, не было, поэтому в танцевальных и театральных номерах институткам приходилось поочередно изображать то дам, то кавалеров. Довольно забавное было зрелище: в парке танцуют девушки и обращаются друг к другу mon cher («мой дорогой») и ma сhérie («моя дорогая»). Такие парочки называли «шерочка с машерочкой». Выражение стало популярным — до сих пор так называют близких подруг. И как раз такую парочку мы видим на картине из цикла Левицкого «Смолянки»: Екатерина Хрущова и Екатерина Хованская изображены в театральных костюмах. Хрущова играла роль юноши и на портрете одета в мужской костюм для верховой езды.

Несмотря на закрытость учреждения, институтки все же не находились все время взаперти: система поощрений предусматривала светские развлечения, а Екатерина любила, чтобы Смольный посещали члены императорской семьи, ее приближенные и известные иностранцы, такие как французский философ Дидро или шведский король Густав. Организовывались постановки, балы, прогулки, а также поездки в гости — вплоть до обеда при дворе.

После смерти Екатерины устройство Воспитательного общества благородных девиц претерпело множество изменений. В частности, как отмечают исследователи, при жене Павла I, императрице Марии Федоровне, больше внимания стали уделять вопросам подготовки воспитанниц к супружеской жизни. Но одно оставалось неизменным вплоть до закрытия института: выпускницы выходили в свет женщинами новой формациии и отличались от своих сверстниц.

«Смолянки» Дмитрия Левицкого — в числе самых любимых и узнаваемых шедевров из собрания Государственного Русского музея. Банк ВТБ давно сотрудничает с Русским музеем, а с этого года стал его генеральным спонсором. ВТБ поощряет амбициозные исследовательские идеи и новаторские проекты в области образования, направленные на поддержку молодых талантов. Например, Банк успешно провел кейс-чемпионат «Лаборатория бизнес-решений» со студентами ведущих вузов Санкт-Петербурга.

Музеи
137 тыс интересуются