Найти в Дзене
КиноБуква

«Дылда» - депрессивный и неоднозначный артхаус о двух подругах в послевоенном Ленинграде. Почему российскому зрителю не понравится это кино

Оглавление

Давайте сразу к регалиям и наградам, ибо у фильма их в избытке, хоть ложкой ешь:

  • Лучший фильм на иностранном языке в 2020 году по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса;
  • Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 2019 году;
  • Приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2019 году;
  • Гран-при Международного кинофестиваля «Зеркало» в 2019 году;
  • Гран-при IX Сахалинского международного кинофестиваля;
  • Главный приз ХХV Женевского международного кинофестиваля;
  • Приз FIPRESCI Международной федерации кинопрессы в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на ХХXI кинофестивале в Палм-Спрингс;
  • Азиатско-Тихоокеанская кинопремия (APSA) за 2019 год: за лучший сценарий и за лучшую работу оператора;
  • Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон»: приз за лучший фильм, лучшую режиссёрскую, операторскую работу и лучшую работу художника;
  • Национальная кинематографическая премия «Ника» за 2019 год: приз за лучшую работу звукорежиссёра и за лучшую женскую роль (В. Мирошниченко);
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

На этом фоне попадание в шорт-лист «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм» уже не кажется чем-то грандиозным, тем более что в итоговый список номинантов лента не вошла.

Но так ли хорош фильм, как о нем думают в Каннах? Статья содержит спойлеры, кому это важно, можно дочитать после просмотра фильма.

«Ия Сергеевна, а вы знаете, что означает имя «Ия»? Ия с греческого - фиалка. Фиалка, Ия Сергеевна. И вы, как фиалка, нежный цветок».

🎬Дылда (2019)

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

Ия Сергеевна (Виктория Мирошниченко), которую все зовут Дылдой из-за высокого роста, работает медсестрой в госпитале в Ленинграде. Идет первый год после войны. Она живет в коммуналке и воспитывает маленького Пашку примерно трех лет, которого то берет с собой на работу, где его развлекают бойцы, то оставляет дома под присмотром соседки-швеи. Все думают, что Пашка – это её сын. Я тоже так думала. Но оказалось, что Пашка – сын её фронтовой подруги-зенитчицы Маши (Василиса Перелыгина), которая наконец вернулась домой, примчалась по адресу, наобнималась с Ией, гостинцев чемодан продемонстрировала и, наконец, стала спрашивать, где же Пашка?

А Пашки то уже и нет. Ию комиссовали с фронта из-за контузии, в результате которой она на некоторое время просто выключается, впадая в некий транс. В последний раз это случилось, когда они с Пашкой играли. Ия просто придавила ребенка, перекрыв ему доступ кислорода. Мальчик задохнулся. Это очень тяжелая сцена, в трагичный исход которой до конца отказываешься верить, и происходит она в почти в самом начале фильма. Я даже на некоторое время поставила просмотр на паузу, так сильны были эмоции.

Маша из нелепых отговорок подруги поняла, что сын умер, но, конечно, так и не узнала, каким образом. Официальная версия – во сне.

Обе девушки – выжили физически, телесно. Но морально убиты, раздавлены войной. Они как руины красивых зданий после бомбежки – восстановить уже невозможно. Обе пытаются делать вид, что жизнь продолжается, они идут на танцы, Маша устраивается на работу в тот же госпиталь санитаркой, где главврач тыкает ей, что, мол, поддержи подругу, Ия ребенка недавно потеряла.

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

Маша, судя по сюжету, сына не знала. Родила и сразу отдала Ие. Пашка называл её мамой. Сына Маша не знала, но знала боль. Больше детей она иметь не может и считает, что теперь Ия «должна» ей ребенка. И методом шантажа вынуждает забеременеть.

Шантаж заключается в следующем: Ия по просьбе главврача занималась своего рода эвтаназией советского пошиба – вводила безнадежным пациентам, пациентам, которые, став инвалидами, не хотели быть обузой женам, какой-то препарат, вследствие чего те умирали. Маша, подсмотрев сию процедуру, решила, что вот они, биологические родители её будущего ребенка – Ия и главврач Николай Иванович (Андрей Быков).

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

«Фронтовая. Смотри, такие даже за еду готовы. Штаны расстегни - она дальше сама все сделает. Водить в кино не надо. Давай, подгоняй».

Дальше интереснее – если для Маши связь с мужчинами нормальна (даже по возвращении с фронта и не попав на танцы Маша приятно проводит время с первым встречным Сашей в машине), то для Ии - категорически нет. Ия любит только Машу. Прямых отсылок нет, есть намеки на их роман на фронте. И сцена, где Ия и Николай Иванович «делают ребенка» - ужасна. Ия требует, что Маша была не просто рядом, а прям на той же кровати, так Ие будет не так страшно и мерзко.

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

Ия не забеременела и ужасно ревнует: Маша встречается с нелепым Сашей, таскающим девчонкам провизию из родительского пайка – и соль, и сахар, и прочие дефициты. Саша додумался даже в роскошный загородный дом матери (Ксения Кутепова) ее привезти и представить, как будущую жену, чему мама Любовь Петровна откровенно не рада. Маша с вызовом и отчаянием рассказывает свою некрасивую фронтовую историю, но на самом деле у нее и ранения есть, и награды.

«— ППЖ - походно-полевая жена, по-моему. Или ВПЖ... То есть непосредственно в боевых
действиях вы там не участвовали, а какие-то вспомогательные функции в тыловых подразделениях?
—Да, вспомогательные функции.
— На войне это тоже необходимо. Герои были не только на передовых. А потом как получилось? Ваш супруг вернулся в свою довоенную семью, а вы вернулись в Ленинград?
—Последний?
—В смысле?
—Муж последний? Я просто не про всех помню. Кого переводили, кто брал себе новую... Да и я старалась найти кого получше, если была возможность. Все гонялись за генералами, а я - нет. Генерал — это ненадолго. Там вокруг него желающих... Я хотела с начальником продовольственной службы. Точно голодной не останешься и не убьют. Там женщине без защиты не выжить. А я умела зарабатывать два года одним местом: на хлеб, новые сапоги, на отпуск. Вернулась невредимой. Вы бы точно долго не протянули.
— Это почему?
—С вами бы никто не пошел. Вы себе бы даже на сто грамм хлеба не заработали. Хорошо, что война закончилась. Вот я и подумала: выйду замуж».
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

Вернувшись домой, Маша говорит, что никто то ей не нужен, вот сейчас родят они с Ией сыночка, и все у них будет хо ро шо. Но обе понимают, что хорошо уже не будет никогда.

Раздражающие факты в этом фильме для российского зрителя следующие:

  • Тема ЛГБТ - просто как красная тряпка.

Многие скажут, что без этого на международные кинофестивали нынче не пробиться, и доля истины в этом есть, конечно. Но хочу отметить, что именно эта линия – не главная, акцент сделан не на отношениях двух девушек, а на их разрушенном внутреннем мире, собрать который по крошечным осколкам невозможно. Это страшная боль и пустота, в результате которой нелепо погибает малыш, одна девушка «хочет человека внутри себя» любой ценой, даже не отгоревав, а вторая, кажется, даже не осознает, что стала причиной смерти ребенка.

  • Тема женщин на войне и после войны.

Одни «в шоколаде» выгуливают породистых собак, другие приходят с войны и сталкиваются с презрительным взглядом первым – ППЖ, что с нее взять. Тут наш зритель делится на два лагеря: те, кто считает, что все рассказанное Борисом Васильевым в «Неопалимой купине» или Светланой Алексиевич «У войны не женское лицо» - правда, и те, кто уверен, что все это вранье. К женщинам-фронтовичкам ничего, кроме почета и уважения никто после войны не демонстрировал.

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

  • Искалеченные мужчины в госпитале, больше похожие на умалишенных, чем на раненых.

Тут мне кажется, что режиссер хотел показать, что травма душевная куда сильнее травм телесных, отсюда все ужимки, хлопки и прочие невербальности.

  • И тема эвтаназии, конечно, тут даже комментировать нечего, ясно, что обсуждений и осуждений вагон и маленькая тележка.

«Ты родишь, обязательно вырастет мальчишка. Мы его воспитаем, а потом я... Потом я пойду учиться. Мы будем ходить в кино. И он вырастет умным. Глаза будут твои, а нос - мой. Высокий. Он нас вылечит. Чувствуешь»?

Что в «Дылде» определенно хорошо:

  • Цвет, свет и операторская работа. Снято очень красиво, начиная от сцены купания Пашки заканчивая массовой сценой в женской бане.
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

  • Музыки не так много, но молчание или естественные звуки, шорохи, шумы, шаги иной раз красноречивее мелодий.
  • Актерская игра – понравились обе девушки, и Виктория Мирошниченко, и Василиса Перелыгина.

Смотреть или нет: да, если вы цените качественно снятое кино и любите поразмышлять после просмотра, а подумать здесь есть о чем. Другой вопрос, близка ли данная тематика и сюжет.

Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов
Кадр из фильма «Дылда», 2019 год, режиссер Кантемир Балагов

А вы видели «Дылду»? Какие впечатления?