Давайте сразу к регалиям и наградам, ибо у фильма их в избытке, хоть ложкой ешь:
- Лучший фильм на иностранном языке в 2020 году по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса;
- Приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в 2019 году;
- Приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2019 году;
- Гран-при Международного кинофестиваля «Зеркало» в 2019 году;
- Гран-при IX Сахалинского международного кинофестиваля;
- Главный приз ХХV Женевского международного кинофестиваля;
- Приз FIPRESCI Международной федерации кинопрессы в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на ХХXI кинофестивале в Палм-Спрингс;
- Азиатско-Тихоокеанская кинопремия (APSA) за 2019 год: за лучший сценарий и за лучшую работу оператора;
- Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон»: приз за лучший фильм, лучшую режиссёрскую, операторскую работу и лучшую работу художника;
- Национальная кинематографическая премия «Ника» за 2019 год: приз за лучшую работу звукорежиссёра и за лучшую женскую роль (В. Мирошниченко);
На этом фоне попадание в шорт-лист «Оскар» в категории «Лучший международный художественный фильм» уже не кажется чем-то грандиозным, тем более что в итоговый список номинантов лента не вошла.
Но так ли хорош фильм, как о нем думают в Каннах? Статья содержит спойлеры, кому это важно, можно дочитать после просмотра фильма.
«Ия Сергеевна, а вы знаете, что означает имя «Ия»? Ия с греческого - фиалка. Фиалка, Ия Сергеевна. И вы, как фиалка, нежный цветок».
🎬Дылда (2019)
Ия Сергеевна (Виктория Мирошниченко), которую все зовут Дылдой из-за высокого роста, работает медсестрой в госпитале в Ленинграде. Идет первый год после войны. Она живет в коммуналке и воспитывает маленького Пашку примерно трех лет, которого то берет с собой на работу, где его развлекают бойцы, то оставляет дома под присмотром соседки-швеи. Все думают, что Пашка – это её сын. Я тоже так думала. Но оказалось, что Пашка – сын её фронтовой подруги-зенитчицы Маши (Василиса Перелыгина), которая наконец вернулась домой, примчалась по адресу, наобнималась с Ией, гостинцев чемодан продемонстрировала и, наконец, стала спрашивать, где же Пашка?
А Пашки то уже и нет. Ию комиссовали с фронта из-за контузии, в результате которой она на некоторое время просто выключается, впадая в некий транс. В последний раз это случилось, когда они с Пашкой играли. Ия просто придавила ребенка, перекрыв ему доступ кислорода. Мальчик задохнулся. Это очень тяжелая сцена, в трагичный исход которой до конца отказываешься верить, и происходит она в почти в самом начале фильма. Я даже на некоторое время поставила просмотр на паузу, так сильны были эмоции.
Маша из нелепых отговорок подруги поняла, что сын умер, но, конечно, так и не узнала, каким образом. Официальная версия – во сне.
Обе девушки – выжили физически, телесно. Но морально убиты, раздавлены войной. Они как руины красивых зданий после бомбежки – восстановить уже невозможно. Обе пытаются делать вид, что жизнь продолжается, они идут на танцы, Маша устраивается на работу в тот же госпиталь санитаркой, где главврач тыкает ей, что, мол, поддержи подругу, Ия ребенка недавно потеряла.
Маша, судя по сюжету, сына не знала. Родила и сразу отдала Ие. Пашка называл её мамой. Сына Маша не знала, но знала боль. Больше детей она иметь не может и считает, что теперь Ия «должна» ей ребенка. И методом шантажа вынуждает забеременеть.
Шантаж заключается в следующем: Ия по просьбе главврача занималась своего рода эвтаназией советского пошиба – вводила безнадежным пациентам, пациентам, которые, став инвалидами, не хотели быть обузой женам, какой-то препарат, вследствие чего те умирали. Маша, подсмотрев сию процедуру, решила, что вот они, биологические родители её будущего ребенка – Ия и главврач Николай Иванович (Андрей Быков).
«Фронтовая. Смотри, такие даже за еду готовы. Штаны расстегни - она дальше сама все сделает. Водить в кино не надо. Давай, подгоняй».
Дальше интереснее – если для Маши связь с мужчинами нормальна (даже по возвращении с фронта и не попав на танцы Маша приятно проводит время с первым встречным Сашей в машине), то для Ии - категорически нет. Ия любит только Машу. Прямых отсылок нет, есть намеки на их роман на фронте. И сцена, где Ия и Николай Иванович «делают ребенка» - ужасна. Ия требует, что Маша была не просто рядом, а прям на той же кровати, так Ие будет не так страшно и мерзко.
Ия не забеременела и ужасно ревнует: Маша встречается с нелепым Сашей, таскающим девчонкам провизию из родительского пайка – и соль, и сахар, и прочие дефициты. Саша додумался даже в роскошный загородный дом матери (Ксения Кутепова) ее привезти и представить, как будущую жену, чему мама Любовь Петровна откровенно не рада. Маша с вызовом и отчаянием рассказывает свою некрасивую фронтовую историю, но на самом деле у нее и ранения есть, и награды.
«— ППЖ - походно-полевая жена, по-моему. Или ВПЖ... То есть непосредственно в боевых
действиях вы там не участвовали, а какие-то вспомогательные функции в тыловых подразделениях?
—Да, вспомогательные функции.
— На войне это тоже необходимо. Герои были не только на передовых. А потом как получилось? Ваш супруг вернулся в свою довоенную семью, а вы вернулись в Ленинград?
—Последний?
—В смысле?
—Муж последний? Я просто не про всех помню. Кого переводили, кто брал себе новую... Да и я старалась найти кого получше, если была возможность. Все гонялись за генералами, а я - нет. Генерал — это ненадолго. Там вокруг него желающих... Я хотела с начальником продовольственной службы. Точно голодной не останешься и не убьют. Там женщине без защиты не выжить. А я умела зарабатывать два года одним местом: на хлеб, новые сапоги, на отпуск. Вернулась невредимой. Вы бы точно долго не протянули.
— Это почему?
—С вами бы никто не пошел. Вы себе бы даже на сто грамм хлеба не заработали. Хорошо, что война закончилась. Вот я и подумала: выйду замуж».
Вернувшись домой, Маша говорит, что никто то ей не нужен, вот сейчас родят они с Ией сыночка, и все у них будет хо ро шо. Но обе понимают, что хорошо уже не будет никогда.
Раздражающие факты в этом фильме для российского зрителя следующие:
- Тема ЛГБТ - просто как красная тряпка.
Многие скажут, что без этого на международные кинофестивали нынче не пробиться, и доля истины в этом есть, конечно. Но хочу отметить, что именно эта линия – не главная, акцент сделан не на отношениях двух девушек, а на их разрушенном внутреннем мире, собрать который по крошечным осколкам невозможно. Это страшная боль и пустота, в результате которой нелепо погибает малыш, одна девушка «хочет человека внутри себя» любой ценой, даже не отгоревав, а вторая, кажется, даже не осознает, что стала причиной смерти ребенка.
- Тема женщин на войне и после войны.
Одни «в шоколаде» выгуливают породистых собак, другие приходят с войны и сталкиваются с презрительным взглядом первым – ППЖ, что с нее взять. Тут наш зритель делится на два лагеря: те, кто считает, что все рассказанное Борисом Васильевым в «Неопалимой купине» или Светланой Алексиевич «У войны не женское лицо» - правда, и те, кто уверен, что все это вранье. К женщинам-фронтовичкам ничего, кроме почета и уважения никто после войны не демонстрировал.
- Искалеченные мужчины в госпитале, больше похожие на умалишенных, чем на раненых.
Тут мне кажется, что режиссер хотел показать, что травма душевная куда сильнее травм телесных, отсюда все ужимки, хлопки и прочие невербальности.
- И тема эвтаназии, конечно, тут даже комментировать нечего, ясно, что обсуждений и осуждений вагон и маленькая тележка.
«Ты родишь, обязательно вырастет мальчишка. Мы его воспитаем, а потом я... Потом я пойду учиться. Мы будем ходить в кино. И он вырастет умным. Глаза будут твои, а нос - мой. Высокий. Он нас вылечит. Чувствуешь»?
Что в «Дылде» определенно хорошо:
- Цвет, свет и операторская работа. Снято очень красиво, начиная от сцены купания Пашки заканчивая массовой сценой в женской бане.
- Музыки не так много, но молчание или естественные звуки, шорохи, шумы, шаги иной раз красноречивее мелодий.
- Актерская игра – понравились обе девушки, и Виктория Мирошниченко, и Василиса Перелыгина.
Смотреть или нет: да, если вы цените качественно снятое кино и любите поразмышлять после просмотра, а подумать здесь есть о чем. Другой вопрос, близка ли данная тематика и сюжет.