В фольклоре различных народов мира животные всегда играли важную роль как образы, символы и аллегории, раскрывающие многогранную природу человека, его мировоззрение и социальные реалии, окружавшие его. Животные воплощали в себе и своих повадках личные качества и характеры, модели поведения, пороки и добродетели, закрепив за собой эти образы в культуре. Одним из самых известных персонажей животного мира, ставшим метафорическим символом таких качеств как хитрость, коварство и изворотливость, стала лиса. Сегодня мы расскажем о том, какой эта рыжая пушистая красавица была запечатлена в культуре некоторых народов России.
В русской народной культуре образ лисы всегда ассоциировался с хитростью этого хищника, способностью избегать охотников и воровать кур и другую домашнюю живность. Этот образ закрепился за лисой в народных сказках и творчестве писателей, а одним из самых знаменитых произведений, знакомых многим из нас с детства, является басня Крылова И.А. «Ворона и лисица»:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
В народном творчестве лиса часто носила отчество Патрикеевна, получив его от реального исторического деятеля Патрикея Наримунтовича, жившего в XIV-XV вв. Он был удельным князем служа в Новгороде, и за свою жизнь успел сделать множество хитрых и изворотливых военно-политических решений, подарив лисе свое отчество как дань его хитроумности.
В татарской культуре образ лисы как хитрого животного связан с ее мудростью и смекалкой, и она просвещает человека знаниями о дикой природе и жизни в лесу, наставляя его и помогая заблудившимся в лесу путникам, что берет свои корни от почтительного отношения к этому животному кочевых народов. А у крымских татар лиса и вовсе становится одним из самых благородных и справедливых животных, опекающих человека, что нашло отражение в их народной сказке «О лисе и Беш-Салкым-бее».
Чувашская культура также содержит множество сказок, в которых лиса является одним из главных персонажей, где она предстает в виде умного хищника и юркого зверя. Эти сказки были собраны в одно большое собрание, получившее название «Тилĕ юмахĕсем» (пер. с чув. «Сказки про лису»). В собранных в нем сказках лиса предстает не только в негативных образах как хитрая плутовка, но и как друг человека, помогающий ему советом.
В марийском фольклоре хитрая лиса обманывает и глупого волка, и простодушного медведя, и пугливого зайца, а часто и человека. Самая знаменитая марийская сказка о лисе – «Как лиса женила марийца на царской дочери», в которой она помогает деревенскому парню за спасение от голода заполучить в невесты царевну, тем самым показывая частую неоднозначность образа лисы в фольклоре разных народов.
Удмуртские народные сказки в основном соотнесены со сказками русского и других соседних народов, где лиса так же хитра, жадна, льстива и вместе с этим глуповата. «Кузь быжез», лиса-Васса из удмуртского фольклора предстает в уже знакомых нам образах хитрой хищницы, которая сама же становится жертвой своих ухищрений.
Особое значение лиса имеет в культуре хакасов, где она являлась мистическим зверем и обладала способностью перемещаться между подземным и надземным мирами, служа неким посредником между ними. Загадочный и неуловимый характер животного часто становился причиной его наделения сверхъестественными способностями и знаниями во многих сказках и мифах.
В ингушской культуре лиса предстает в образе спасительницы. Согласно народной легенде, несколько мужчин рода Точиевых из села Мецхал однажды укрылись на ночлег в пещере Столовой горы, но после каменного оползня выход из пещеры был завален. Отчаявшись от безрезультатных попыток выбраться из пещеры копая и разбирая завал, они были спасены лисой, прорывшей к ним нору. С того самого времени в роде Точиевых было запрещено охотиться на лис, и это животное с тех пор почиталось как друг человека.
Подводя итог стоит отметить, что образ лисы в культуре народов России имеет общий нарратив, где она представлена хитрым и ловким лесным зверем, иногда воплощая в себе темную хищническую сторону, а иногда и светлую, где она является мудрой лесной хозяйкой, помощником и спасителем человека. В течение нескольких столетий образ этого рыжего пушистого животного в фольклоре крепко закрепился как воплощение хитрости, выживаемости и ловкости, тем самым подарив нам множество сказок об этой хитрой рыжей плутовке.
А мы напоминаем, что с 02.09.2024 по 27.10.2024 в выставочном зале Художественной галереи Музея «Остров-град Свияжск» открыта выставка «Эпосы народов России. Флора и фауна», где вы можете ознакомиться с работами художников, иллюстрирующих представителей растительного и животного мира, чьи образы стали неотъемлемой частью народной культуры и фольклора народов Поволжья.
Материал подготовил научный сотрудник отдела экспозиционно-выставочного отдела Ковалев Виталий Сергеевич.