Законы Хаммурапи
Свод законов, был составлен в качестве своеобразного руководства к достижению «подлинного счастья и доброго правления» и одновременно наказа для последующих правителей, содержащего основные образцы и принципы законотворческой и правоприменительной политики.
Относятся к концу его правления, первый кодификатор был составлен на 2 году правления но не сохранился. Законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе, наверху лицевой стороны изображен царь, стоящий перед богом солнца Шамашем- покровителем суда, под рельефом начинается сам текст который распадается на три части. Сначала идет обширное введение Хаммурапи объясняет что боги дали ему власть для того чтобы «сильный не притеснял слабого». Затем идет перечисление благодеяний, которые Хаммурапи подарил городам своего государства.После введения идут статьи законов, которые заканчиваются обстоятельным заключением.
Всего 282 статьи:
Законы не содержат общих принципов,тексты составлены во основном в казуистической форме.Нет системы в изложение, хотя известная логика присутствует.Законы Хаммурапи в отличие от других кодификаций не содержат религиозных и морализующих элементов. Своим законом Хаммурапи хотел закрепить общественный строй гос, силой в котором должны были являться мелкие и средне-мелкие рабовладельцы. Закон Хаммурапи - Первый известный сборник законов освещавший рабовладельческий строй и частную собственность.
1)Право собственности:
При Хаммурапи частная собственность получила большое развитие. Земли существовали Царские, Храмовые, общинные и частные, первые две принадлежали царю и приносили большой доход. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам.+++ Частная собственность на землю: развитие частной собственности вело к сокращению общинных земель и упадку общины. Земли свободно продавались, сдавались в аренду и переходили по наследству.
2)Обязательства:
Аренда земли: плата за аренду взималась обычно 1/3 от урожая, если поле было особенно плодородным то 2/3. Аренда была кратковременной на 2-3 года, аренда на больший срок выдавалась на необустроенные участки. Если арендатор не платил, должен выплатить объмом урожая равному соседей, помимо аренды, также существовал и найм: помещений, рабов, скота, повозок, закон предусматривал ответственность за то что было взято в найм и возмещение ущерба в случае гибели то что было нанято. Существовал и личный найм: врачей, ветеринаров,строителей. Закон предусматривал порядок уплаты труда этих лиц.Существовало стремление ограничить должника от кредитора, для избежания долгового рабства, макс срок отработки долга 3 года. Ограничения процентов взимаемых деньгами и нат продуктами, а также ответственнсоть за смерть должника в результате дурного обращения с ним. В условия существования частной собственности широкое распространение получил договор купле продажи, наиболее важные сделки, покупка: скота, строений, рабов и земли, происходила в письменной форме при свидетелях, продавцом мог быть только собственник вещи. Законам Хаммурапи известна и ответственность за причинение вреда, убил раба, заплатил рабом,потопил корабль с ценным грузом, полностью возместил ущерб.
3)Брачно семейные отношения:
Брак закреплялся в письменной форме между будущим мужем и отцом невесты, главным в браке был муж, онако жена не была лишина прав, могла иметь свое имущество, право на приданное, имела право на развод и могла наследовать после мужа вместе с детьми. Если жена бесплодна муж имеет право на побочную жену. Сильная власть отца над детьми, проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, за сквернословие в адрес родителей отрезать язык. При этом закон ограничивал эту власть, так отец не имел права лишить сына наследства если он не совершил перступления. Законы Хаммурапи признают усыновление. Наследование по завещанию имеет силу, способ наследования- по закону. Основными наследниками выступают, дети, дети усыновленные, внуки, дети от рабыни наложницы, если отец признавал их своими.
4)Уголовное право и процесс:
Преступление против личности: убийство не умышленное ( про умышленное ничего не говорится) к таким преступлениям относят строителя который построил дом, который в последствии обвалился и причинил смерть хозяину, или врача который причинил смерть пациенту во время операции. В законе подробно говорится о различных видах членовредительства: глаза, зуба, кости, тот кто повредил платил тем же. В случае побоев – штраф.
К имущественным преступлениям относили кражу скота, рабов, а также укрывательство рабов и снятие с них клейма. Наказания за подобное были крайне суровы, а именно-смертная казнь, либо членовредительство, лишение руки, либо огромный штраф, многократно превышающий цену украденного, выплатить который мог далеко не каждый.
Преступления подрывающие устои семьи: Законы называют прелюбодеяние ( со стороны женщины) кровосмешение ( мать с сыном, отец с дочерью) а также действия подрывающие отцовскую власть (Сын ударивший отца своего, лишается руки)
Виды наказаний, предусматриваются их целью, основной целью было возмездие, по принципу талиона. Основным же видом наказания является смертная казнь, в различные проявлениях: сожжение, утопление, посажение на кол и т п. Также членовредительские наказания, отрубание руки, пальцев и тп, штрафы, изгнание. Процесс был одинаков как для гражданских так и для уголовных дел. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны, вместе с свидетельскими показаниями и клятвами. Нормы процессуального права требовали от судей личного рассмотрения дела, судья не мог изменить своего решения, если он это делал то платил штраф в 12 кратном размере от судебного иска и лишился своего места без возможности когда либо судить.
В древности (в рабовладельческом праве) гражданами могли быть только члены общины чтобы быть членом общины, нужно было иметь в собственности землю, то есть быть собственником земли
Гражданство = право собственности на землю
люди свободные, но не входившие в общинный коллектив (а значит, не имевшие права собственности на землю), не имели статуса гражданства.
Рабы/Вардум:
Рассматривались законом как вещь, Право собственности на раба в семье переходило от поколения к поколению,
Продают, закладывают. Повреждение здоровья раба, приравнивалось только как повреждение имущества хозяина раба, тот кто повредил должен возместить ущерб в половину от его цены, раба убил=раба отдал. Раб не имел права на распоряжение каким либо имущество, Купле продажа с рабом наказывалась казнью как и помощь в освобождении. Какие либо права имели единицы из рабов, например Рабыни имевшие детей от своих господинов. Казенному рабу разрешалось жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными. Имущество имевшие рабы наживалось с разрешения господина, а после его смерти переходило к господину.
Свободное население:
Были полноправные и не полноправные
Зажиточные все больше самостоятельнее, обедневшие становились заложниками,являются правомочными владельцами всего своего имущества, отобрать имущество у них не могли, только по решению суда. Через три года работы заложника долг считался погашенным не зависимо от суммы долга. Обуславливалось такое тем что царство хотело сохранить могущество своего войска, так как его основу состовляло именно свободное население. Воины основа гос власти. Множество законов Хаммурапи направлены на упрощение их жизни, так например, Взрослый сын воина получал земельный надел в наследство, если сын не взросл, то вдова получала треть от всего земельного надела, для того чтобы вырастить воина, в случае пленения воина его можно было выкупить и он сохранял за собой свой земельный надел. Воины имевшие земельный надел были обязаны в любое время по приказу царя выйти в поход, за отказ-Казнь. Человек вышедший вместо воина получал весь земельный надел себе.
Мушкену/они же Покорные:
На их не равноправие указывали статьи наказания против него.Если вред полноправного пот отношению к полноправному каралось также, то вред по отношению к мушкену карался лишь штрафом.
Украденную вещь у мушкену 10 кратный штраф, у царя же или храма 30 кратный
По одной из версий Мушкену это жители покоренных регионов и областей, подругой-вольноотпущенники.
Профессиональные занятия:
Высшая царская охрана и жречество, упоминаются: Редум, баирум, декум, лубуттум- вероятно различного рода военнослужащие или же госслужащие. Тамкар Ростовщик, кредитор, торговец, отчисляли в царскую казну часть своих доходов, отвечали за выкуп воинов, с последующим возмещением затрат общины либо храмов,совершали крупные торговые сделки
Женщины: Женщина в Вавилоне не была бесправной: она могла, например, принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, а также занимать некоторые должности в общественном управлении. Но это не делало её равноправной с мужчиной, ибо доступ к влиятельным постам был для неё возможен лишь, как редкое исключение. Речь могла идти, прежде всего, о функциях в храмовой службе, которые сохраняли за собой женщины, принадлежащие к царскому двору или к высшим слоям общества. В семейной жизни женщина была в значительной мере подчинена мужчине.
Несколько Статей из Свода Законов:
(25) Если редум или баирум которому приказано вступить в царский поход отказывается, или наняв наемника пошлет взамен, то его должно убить, а наемнику отойти вся земля.
(§ 26). Если редум или баирум, которому приказано выступить в царский поход, не пойдет или, наняв наемника, пошлет его взамен себя, то этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
(§ 27). Если редум или баирум будет уведен в плен , будучи на царской службе, а после него его поле и сад будут отданы другому и тот будет нести его воинскую повинность, то если он вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему его поле и сад, и он будет сам нести свою повинность.
(§ 28). Если редум или баирум будет уведен в плен , будучи на царской службе, а его сын может нести повинность, то должно отдать ем[у] поле и сад, и он будет не[ст]и повиннос[ть] своего [о]тца.
(§ 29). Если сын его малолетен и не может нести повинность своего отца, то должно отдать треть поля и сада его матери, и мать его вырастит его.
(§ 30). Если редум или баирум из-за бремени своей повинности бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать, и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинность в течение трех лет, то если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должно отдавать их ему. Тот, кто взял их и нес его повинность, сам будет нести ее.
(§ 31). Если же он будет отсутствовать только один год и вернется, то должно отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность.
(§ 32). [Ес]ли редума или баирума, который был уведен в плен во время царского похода, выкупит тамкар[1] и доставит в его поселение, то, если в его доме есть чем выкупиться, он должен выкупить себя сам; если в его доме нечем выкупиться, он должен быть выкуплен в храме своего поселения[2].
Что такое Илку:
Правовой статус имущества воина полученного за службу
Как видно из переписки этого времени, nasi biltim(баирум) именовались лица, получавшие надел на царской земле под условием уплаты натурой большой части урожая, что считалось их повинностью (ilkum)(илку). Эти царские издольщики отличались от арендаторов у частных лиц тем, что с ними не заключались договоры и условия их держания целиком зависели от произвола царской администрации
Субъект правоотношений:
Авилум- (Муж,Человек, Свободный человек общинник)Человек правоспособный, по закону Хаммурапи такой человек обязательно должен иметь за собой земельный надел и находиться в общине в таком случае он считается полноправным обладателем всех прав и свобод
Объект имущественных отношений:
Скот, строения, повозки, земля, рабы.
Требования к договорам:
Закреплялись в письменном виде на глиняных табличках, в присутствии свидетелей и клятв, продавцом мог выступать только владелец вещи.