Мультипликационное искусство – во многом про время. Точнее, про различное течение времени. Реализуя, как правило, фантастические ситуации, анимация позволяет передать разные образы времени. Об этом – в контексте мультсериала "Пушкин и... Михайловское".
Технически, мультфильм – это иллюзия движения, которая создаётся последовательностями кадров, объединённых общими смыслами. С помощью разных визуальных художественных приёмов и монтажа эти последовательности создают разные ощущения скорости и динамики происходящего, а сказочность одушевлённых рисунков придаёт сюжетам особый ритм и насыщенность.
Один из "предков" анимации – экспериментальная хронофотография – серийная фотография, изображающая объекты в движении. Один из наиболее известных примеров – работа "Лошадь в движении" Эдварда Мейбриджа: двенадцать кадров галопа лошади доказывали, что в определенный момент животное полностью отрывается от поверхности земли. То есть – то, что нельзя было увидеть глазами. В каком-то смысле мультипликация тоже показывает то, чего не увидишь в действительности. Мультфильм – это особый мир, в котором даже законы физики почти всегда уникальны. Каждый кадр может внести что-то своё в общий поток происходящего и даже способен открыть двери в другое временное измерение.
В нашем мультсериале, как и в жизни, Пушкин часто перемещается на лошади. Он словно летает над пейзажами Михайловского в разнные времена года, сливаясь в едином порыве с просторами окружающей природы. В каждом из таких эпизодов Пушкин куда-то спешит, стремясь завершить какое-то важное дело... Порой он падает на родную землю и оказывается в историческом прошлом, встречая героя своего будущего исследования.
Иногда перевоплощается в одного из своих персонажей, спутывая реальность и фантазию. Иногда обнаруживает себя по дороге домой среди заснеженных холмов и неведомых существ, внутри мистической реальности Михайловского, где у времени тоже свои законы. Этот постоянный контакт Пушкина сразу с несколькими измерениями своей жизни – повседневности, любви, творчества, окружения – придаёт сложную эмоциональную динамику самому образу поэта. Этот образ пребывает в постоянном движении и скачет на большой скорости, путешествуя во времени.
Короткий формат серий подчеркивает этот мощный анимационный эффект нелинейности и множественности времени. В такой сжатой форме художественные средства выражения создают концентрированный образ поэта в разных душевных состояниях, а содержание – расширяет происходящее с ним на экране до всей его жизненной и творческой биографии.