Найти в Дзене
Охотник на ворон

Сербия: Медицинские услуги. Коммерческие.

Коммерческих, платных медицинских центров в городе много. В каждом районе по несколько штук. Но отличия от госучреждений незначительные. Разве что очередей почти нет и оборудование чуть получше. А работают там те же врачи, что и в доме здравля. Равнодушные, безразличные и низкоквалифицированные.

Зато цены на услуги заоблачные. Простой первоначальный прием-осмотр у специалиста там стоит от 3 500 до 6 000 динаров. Моя знакомая, цены на медуслуги метко сравнила с московскими, (за редким исключением). А речь здесь идёт о небольшом сербском городе, а не о столице, Белграде.

Причём, как в России, сайта «Продокторов» нет. Отзывов не увидишь, поэтому приходиться идти к специалисту, что называется, наобум или по рекомендации типа: «А вот тот доктор четыре года назад мою тёщу на ноги поставил, зараза. А мы уж заупокойную хотели заказывать и начинать наследство делить!»

Кстати, обращение даже в частную клинику не даст вам 100% гарантии оказания качественной помощи. Год назад знакомый серб обратился за медицинской помощью в связи с переломом кисти руки. Имея полис государственного медицинского страхования, так называемую «здравствену книжицу», он пошел в частную клинику, потому что это казалось ему делом более надежным и быстрым. В итоге за 300 евро ему «отремонтировали» руку в сети одной из лучших в городе клиник. Кость срослась криво.

А муж подруги жены, к слову сказать, серб, лет двадцать пять живущий и работающий в России, и в Сербии бывающий лишь редкими наездами, обратился в частную клинику с болями в пояснице. После полного обследования, за которое тот заплатил 8 000 динаров, ему поставили диагноз «простатит», выписали таблетки и отправили в аптеку. Там фармацевт, выслушав жалобы клиента, предположила, что у того почечные колики из-за камня. Что в итоге и оказалось. Повторное УЗИ – исследование это подтвердило. Правда, делал он его уже в другой коммерческой клинике, заплатив дополнительно еще 4 000.

Лариса, из новой волны «понаехов» обратилась в клинику с болями в правом боку. Сербский доктор сделал УЗИ и выписал заключение, которое женщина показала по приезду домой уже русскому врачу. Тот был немало удивлён, что его сербский коллега описал лишь печень. Даже я, человек очень далёкий от медицины, догадываюсь, что справа в человеческом организме имеются и другие органы.

Мне и самому пришлось искать специалистов по вопросам обострившегося остеохондроза шейного отдела и повышенного давления.

В первом случае я попытался через форум в русскоязычной группе найти врача. Мне скинули координаты клиники, в которой принимал хороший невролог, но предупредили, что тот откровенный грубиян. Столь лестное предложение я, понятное дело, отверг и в клинику даже не звонил.

Самостоятельно записался на приём к неврологу в коммерческую клинику недалеко от дома. Сделал рентген шейного отдела, взял снимок, и в назначенное время я уже сидел возле кабинета, ожидая приёма. Сразу оговорюсь, назначенное время даже в частной клинике не говорит о том, что вас примут именно тогда, когда вы записаны. Вот и сейчас ожидание растянулось на сорок минут.

Врач, ведущий приём, на врача никак не походил. Обыкновенный мужик в майке с короткими рукавами и джинсах. Хоть бы халат одел для приличия!

Так как на тот момент уровень моего сербского сводился лишь к паре десятков слов и нескольким простейшим фразам, я заранее через переводчик живописал все свои симптомы и сохранил эти записи на смартфоне. Врач бегло их просмотрел и, похоже, особо и не вчитывался. Тут же выписал мазь, которая оказалась массажным кремом, зачем-то таблетки для перенесших инсульт и направление на физиопродцедуры в частный кабинет. Приём занял, от силы, десять минут и обошелся в 6 000 динаров. Физиотерапевт, здоровенный толстый дядька, посмотрел направление невролога и назначил десять сеансов электрофореза. Кошелёк после этих сеансов «похудел» ещё на 20 000 динаров. Легче не стало.

Во втором случае, с давлением я обратился по совету знакомого серба к кардиологу.

- Ты знаешь, какой это замечательный врач, - заливался серб соловьём, - Он ещё и преподаватель в медицинском институте. Профессор. Да к нему очередь расписана чуть ли не на полгода вперёд.

Убедил. Записался на приём (на удивление, просто) и в назначенное время пришли к «светиле». Знакомый в качестве переводчика.

Небольшой центр по площади не превышающий трехкомнатную квартиру. Приём ведут кардиолог в одном кабинете и врач общей практики – в другом. В центре холла стойка регистратуры. В коридоре очередь из пяти человек. Зачем запись? Всё равно приём ведётся в порядке живой очереди. Спустя час ожидания проникаем в кабинет. Бахилы не нужны.

Встретил нас врач-кардиолог, интилегентного вида дядечка лет шестидесяти. Поздоровавшись со мной и моим спутником, закурил и начал непринуждённую беседу. Нет, не со мной, а с сербом, с которым я пришёл. В течении пятнадцати минут доктор обсуждал с ним сегодняшние животрепещущие вопросы: погоду за окном, тёплую зиму, несогласие с политикой действующего президента, перспективы любимого футбольного клуба и т.д. (Смысл беседы мне даже при скудном знании сербского был понятен). Всё это время я сидел и терпеливо ждал, когда на меня, наконец, обратят внимание.

Внезапно спохватившись, доктор поинтересовался моим именем, возрастом и предложил прилечь на кушетку для снятия кардиограммы. Пока переводчик мне был не нужен, и тот отчаянно заскучал, таращась в окно, где быстро темнело.

Сделав кардиограмму, врач показал мне большой палец и опять обратился к моему спутнику. На сей раз они со всеми подробностями обсудили цены на страховку для автомобилей и возросшую стоимость бензина.

И вновь безо всякого перехода врач обратился ко мне, поинтересовавшись моим самочувствием.

Здесь мне уже понадобился переводчик, и я описал свои симптомы своему провожатому. Хоть я и говорил не меньше минуты, тот уложился всего в пару коротких фраз. Доктор понимающе кивнул и они вновь залопотали о своём, уже начисто обо мне позабыв. Не прекращая диалога с земляком, доктор шустро настучал заключение на клавиатуре компьютера, распечатал его, тепло попрощался с нами и выпроводил из кабинета.

В итоге, что за сомнительного качества приём, а вернее за удовольствие лицезреть двух оживлённо беседующих между собой сербов я заплатил 4 500 динаров.

Таблетки помогли, но лишь на короткий промежуток времени.

Частный медицинский центр. Вот эти три окна на третьем этаже слева.
Частный медицинский центр. Вот эти три окна на третьем этаже слева.

Пришлось идти вторично к тому же врачу с тем же толмачом. Нужно говорить, что всё повторилось и повторный приём ничем не отличался от предыдущего?

Итог: - 5 000, и другие таблетки, которые я принимать даже не стал. У первого препарата оказалась масса противопоказаний, а другой – настолько экспериментальный, что даже описание его в интернете я нашел очень скудные.

Супруга мне рассказала, как её подруга пошла на плановый приём в частный гинекологический кабинет по отзывам к очень хорошему врачу. Но увиденная в кабинете антисанитария настолько потрясла женщину, что та решила не рисковать, а обратиться к врачу после приезда домой.

- Халат, в который мне предложили переодеться, - рассказывала она, - Был в пятнах и его не то, что одеть, в руки взять было страшно. Ни бахил, ни одноразовой простынки на кресле…

Вполне возможно, нам всем так «повезло», и есть более современные коммерческие клиники. Но здесь ведь речь идёт о платных, недешевых услугах.

Частный медицинский центр. Парковка прямо на тротуаре.
Частный медицинский центр. Парковка прямо на тротуаре.

После приезда в Сербию я часто слышал о том, что в стране развита стоматология. Да, в городе частных стоматологических кабинетов масса. И действительно, вылечить зубы в Сербии обойдется в разы дешевле, чем в Европе. Поняв это, в страну потянулся ручеек туристов, которые старались за время короткой поездки на Балканы «за три копейки» разобраться с зубами. И поначалу это работало. Потом идею подхватили турагентства, а может, и вышестоящие государственные структуры. Стоматологические клиники стали расти как грибы (и цены в них тоже стали расти), а качество предоставляемых услуг начало падать. Лично сталкивался со случаями, когда люди, клюнув на распиаренный сервис, специально прилетали в Белград и даже ездили в отдаленные города в погоне за дешевизной, но в итоге остались недовольны. Приходилось в итоге платить дважды и переделывать все на родине.

Я сам обращался в три стоматологические клиники с подозрением на разрушающуюся эмаль на передних зубах. Но врачи никакой патологии не находили, хотя я ощущал повреждения. Позже, в России мне без проблем эмаль восстановили.

Кстати, в стоматологических клиниках бесполезно пытаться заранее обговорить итоговую стоимость лечения. К завершению процедур она всё равно взлетит в два, а то и в три раза.

А на больных детей и взрослых, деньги, как и у нас собирают «всем миром»…

Урны для пожертвований рядом с гостевой книгой в дорогом ресторане.
Урны для пожертвований рядом с гостевой книгой в дорогом ресторане.