Более 100 лет назад, а именно 15 сентября 1916 года, произошла первая в истории мировых войн танковая атака. Событие, навсегда изменившее дальнейшее видение любой войны, которую уже ни одна из конфликтующих сторон не мыслила без танков и прочей тяжелой техники, появившейся немного позже. Летающие танки, плавающие, гигантские, миниатюрные, какие только разновидности не стали придумывать инженеры. Одни запускали в производство массово, другие были в штучном экземпляре лишь в качестве эксперимента. Разновидностей в свое время было довольно много. И все это стало возможным лишь благодаря той самой битве, которая состоялась 15 сентября 1916 года.
Как это было? Первая в истории танковая атака произошла в рамках Первой мировой войны. Было это в ходе крупномасштабной наступательной операции англо-французских войск против немцев в битве у деревни Флер близ реки Соммы. В наступательной операции было задействовано 49 боевых машин модели "Марк 1". В различных источниках их обычно именуют как просто "МК-1".
Однако, так как это была самая первая танковая атака в истории, то неудивительно что все в этом процессе не смогло пройти гладко. Дело в том, что в итоге из запланированных 49 боевых машин в атаке смогло принять участие только 18. Что касается остальных, то они либо сразу вышли из строя из-за различных неполадок, либо просто банально застряли в болоте. Но зато те 18, которые были на ходу, смогли за пять часов продвинуться вглубь обороны противника на целых 5 километров, что несомненно являлось огромным успехом. При этом, потерь у англичан оказалось в 20 раз меньше, чем обычно при аналогичных наступательных операциях, но без танков. Но, что самое интересное, танки принесли не столько пользы на поле боя, сколько просто распугали своим внешним видом часть солдат противника.
Что вообще из себя представляли эти самые первые танки, так перепугавшие противника? Самый первый образец "МК-1" был построен в Великобритании в 1915 году и изначально назывался Little Willie. Правда после первых испытаний к нему возник ряд вопросов и машину пришлось несколько раз модернизировать, из-за чего окончательный вариант был готов только год спустя, после чего сразу поступил заказ от британской армии в количестве 100 штук. Было это, как вы понимаете, практически перед своей первой атакой на поле боя. Это уже и был тот самый "МК-1", который выпускался в двух модификациях - Female и Male. Отличались они тем, что первый был только с пулеметным вооружением, а второй уже с пулеметом и двумя пушками.
Скорость танка была не сравнима с нынешними машинами, потому как преодолевал он всего 6 километров в час. При этом, болотистую местность он преодолевал с трудом, а вот различные проволочные заграждения и траншеи для него не являлись особой преградой. Броня тоже была не сравнима с современной и составляла 6-10 мм, выдерживая только попадания пуль и осколков. Сама машина весила около 30 тонн и была длиной в 10 метров, то есть была довольно большой.
Что интересно, экипаж состоял из восьми человек. Находится внутри данного чуда-танка было не самым комфортным времяпрепровождением не только из-за тесноты. Дело в том, что в танке не было машинного отделения и двигатель находился прямо рядом с бойцами, из-за чего температура внутри поднималась до 50 градусов. К тому же, не стоит еще забывать о выхлопных газах и пороховом дыме. От таких условий внутри машины многие теряли сознание, а противогаза или респиратора в стандартном снаряжении бойца тогда не имелось.
Несмотря на все вышеперечисленные факторы, а также на то, что машина в битве на Сомме толком не успела показать свои технические характеристики, психологические воздействие на врага она оказала серьезное. Это позже признавали и сами немцы, впервые увидевшие на поле боя такое чудо-оружие. Тем не менее, фронт британцам окончательно так и не удалось прорвать. Но зато стало понятно, что будущее на поле боя в любой войне теперь будет именно за танками. Кстати, в наше время похожие танки стоят в качестве памятника в Луганске, можно лично посмотреть и даже потрогать. Один из таких представлен на фото выше.
Читайте также:
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов