Найти в Дзене
Пенсионер

США грозит демократическое и геополитическое поражение в Венесуэле

Жестокие репрессии президента Венесуэлы Николаса Мадуро после поражения на выборах несут отголоски 1989 года.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро на пресс-конференции на прошлой неделе

Спустя две недели после подавляющей победы оппозиции на национальных выборах в Венесуэле дух 1989 года жив и здоров.

К сожалению, не только демократическое неповиновение оппозиции, столь похожее на революционные настроения, охватившие Советский Союз и Восточную Европу 35 лет назад, характеризует этот момент в богатой нефтью южноамериканской стране.

В Китае в 1989 году правители Народной Республики направили войска, чтобы подавить продемократическое движение на площади Тяньаньмэнь в Пекине . И репрессивный дух этих ужасающих репрессий находит отклик в позиции президента Венесуэлы Николаса Мадуро.

Мадуро заявил, что одержал победу 28 июля, несмотря на многочисленные доказательства обратного. С тех пор он направил полицию и военизированные формирования против тысяч людей, протестующих против попытки мошенничества. На данный момент зарегистрировано 23 смерти и 2200 арестов.

«Я требую от всех государственных сил большей скорости, большей эффективности и железного кулака в борьбе с преступностью, насилием и преступлениями на почве ненависти», — заявил в понедельник Мадуро, называющий себя социалистом.

В результате администрация Байдена терпит серьезное поражение в том, что президент назвал глобальной «битвой между демократией и автократией».

Конечно, это поражение не является неизбежным. Но если нынешние тенденции сохранятся, издержки могут измеряться не только ухудшением тяжелого положения народа Венесуэлы, многие из которого присоединятся к массовому исходу, который уже дестабилизировал полушарие. Консолидация тоталитарного режима в Каракасе, поддерживаемого Китаем, Россией и Ираном, также стала бы геополитической катастрофой.

Расположенная на южной окраине Карибского моря, над крупнейшими в мире запасами нефти, Венесуэла вместе с Кубой и Никарагуа образует критическую массу стратегически расположенных, внутри страны неоспоримых диктатур, симпатизирующих противникам Соединенных Штатов и обязанных им.

Можно бесконечно придираться к политическим ошибкам США, стратегическим и тактическим, которые привели нас к этой точке, будь то ошибки президента Дональда Трампа, который попробовал использовать конфронтационный подход, основанный на экономических санкциях, или президента Джо Байдена, который пытался уговорить Мадуро провести свободные и справедливые выборы путем смягчения санкций.

Однако политические ошибки США не объясняют выживание режима. Ключевым фактором стала непреклонность самого режима.

«Есть только четыре способа, которыми правящая группа может потерять власть. Либо она будет побеждена извне, либо она будет управлять настолько неэффективно, что массы поднимутся на восстание, либо она позволит возникнуть сильной и недовольной средней группе, либо она потеряет собственную уверенность в себе и готовность управлять», — Джордж Оруэлл. писал в «1984», добавляя, что четвертый фактор — «ментальный настрой правящего класса» — является наиболее важным.

Как будто Мадуро прочитал эти слова и принял их близко к сердцу, но не как мрачное сатирическое предупреждение Оруэлла, а как практический политический совет. Столь же беспощадны были диктаторы, поддерживающие его. Они помнят 1989 год не как великое освобождение европейских народов, а как катастрофическое падение воли Михаила Горбачева к власти под давлением западной империи.

Это относится не только к китайскому Си Цзиньпину, который однажды сказал, что Советский Союз пал, потому что «никто не был достаточно мужественным, чтобы встать и сопротивляться» Горбачеву, или к российскому Владимиру Путину, который сетовал на то, что советские чиновники «просто бросили все и ушли». ». Кроме того, Кубой управляют политические и семейные наследники Фиделя Кастро, который провел 1989 год, чистя свой режим, готовясь к длительному противостоянию демократии, которое добилось успеха благодаря неоднократным раундам жестоких репрессий.

Репрессии в Венесуэле после выборов очень похожи на те, которые иранский режим провел в 2009 году, и на нападение никарагуанского диктатора Даниэля Ортеги на инакомыслие в год выборов в 2018 году.

Напротив, администрация Байдена продолжает рассматривать кризис в Венесуэле как второстепенную внешнеполитическую проблему. Администрация считает, что она поддается переговорам, несмотря на двусмысленную позицию соседних стран — Бразилии, Колумбии и Мексики — и рассчитывает на помощь. Их левые правительства не могут говорить правду (Мадуро — узурпатор) — отчасти из-за рефлекторной симпатии к любому, кто поднимает антиимпериалистическое знамя, а отчасти потому, что в мире снижающегося влияния США они подстраховываются. .

Как сообщается, последняя стратегия администрации Байдена заключается в том, чтобы предложить амнистию Мадуро и другим членам его режима, которым предъявлены уголовные обвинения в США, в обмен на их уступку власти оппозиции.

Почему Мадуро согласился, остается небольшой загадкой. Он уже в полной безопасности, поскольку Соединенные Штаты бессильны арестовать или экстрадировать его. Он не сталкивается с давлением со стороны венесуэльских военных, единственной внутренней силы, которая могла бы его свергнуть, и в которую кубинская разведка тщательно проникла в интересах Мадуро. Два члена Совета Безопасности ООН, обладающие правом вето — Россия и Китай — твердо поддерживают его.

Возможно, храбрый народ Венесуэлы сможет найти способ победить, и, возможно, Соединенные Штаты смогут найти эффективный способ поддержать его посредством амнистии, санкций или какой-либо комбинации.

В противном случае урок этого эпизода будет таков: при достаточной безжалостности и однозначной поддержке со стороны противников США диктатура в Западном полушарии может убить и заключить в тюрьму собственный народ, украсть выборы – и это сойдёт им с рук.