Найти в Дзене
Неизведанный Мир

Танцевальная чума 1518 года: загадка Средневековья.

В жаркое лето 1518 года узкие улочки Страсбурга, ныне находящегося на территории современной Франции, стали местом невероятного события, которое объединило в остолбенении и ужасе всю округу. Известное как «танцевальная чума» или «танцевальная мания», это событие стало одним из самых загадочных и необычных эпизодов в истории человечества.

Рис 1.
Рис 1.

С чего же все началось?

Дело было в Страсбурге (тогда этот город был частью Римской империи). Фрау Троффеа вышла на улицу и начала танцевать. Она кружилась без остановки целый день и целую ночь, пока не упала без сил, но даже во сне ее мышцы продолжали подрагивать, как будто она танцевала. Проснувшись, она почувствовала, что ноги снова понесли ее в пляс. Троффеа танцевала три дня, пока ее, истощенную и измученную, не отнесли в церковь, где пытались «вылечить». К сожалению, женщина скончалась. Но на ней все не закончилось, а только началось. За несколько дней число танцующих людей возросло до 30, через месяц их было уже 400. Сотни и сотни людей танцевали на площадях и улицах, они смеялись, плакали, ругались, впадали в панику, но не могли остановиться, словно их телом кто-то завладел, и оно больше им не подчинялось.

Власти решили, что дело может быть связано с одержимостью дьяволом. Пригласили экзорцистов, но это не помогло. Люди продолжали танцевать, к ним продолжали присоединяться новые. Танцевальная лихорадка захватила несколько городов Западной Европы.

По данным документов городского совета, ежедневно от танцевальной чумы умирало от 10 до 15 человек.

Одним из ключевых вопросов, терзающих историков веками, остается причина этого феномена. Одни исследователи указывают на массовую психогенную болезнь, вызванную стрессом и отчаянием, которые, вероятно, охватили город на фоне вспышек болезней, голода и экономических трудностей. Среди других гипотез стоит отметить возможное отравление спорыньей—грибом, который паразитирует на злаках и содержит алкалоиды, схожие с ЛСД, вызывая галлюцинации и судорожные состояния.

Алхимик Парацельс первым описал этот случай и написал посвященный этому событию текст. Он назвал танцевальную чуму «хореоманией» и считал, что она вовсе не являлась болезнью. Алхимик писал, что женщины начинали танцевать добровольно, а остальные горожане присоединялись к ним по личным причинам. Долгое время считалось, что танцевальную чуму вызвала хорея, которую еще называют пляской Святого Витта. Хорея вызывает конвульсии, которые могли принять за танец. Но современные ученые это объяснение отвергают, потому что хорея — не инфекционное заболевание, оно не могло передаваться воздушно-капельным путем. Современные же исследователи подошли к вопросу более серьезно и попытались научно объяснить, почему могла начаться танцевальная лихорадка. По одной из версий, во всем было виновато пищевое отравление. В XVI веке в Европу привозили рожь из Азии — считается, что в одной из партий была спорынья (плесень), которую использовали как яд. В составе спорыньи есть вещества алкалоиды, схожие с наркотиками и ядами. По другой версии, танцевавшие люди были членами тайного общества, которые устроили обряд религиозного культа и вошли в транс.

Мнений о происхождении танцевальной чумы бытовало много, но она не изучена, т.к. в современности подобных случаев не встречалось.

Но в 1962 году произошел не менее интересный и необъяснимый случай — эпидемия смеха в Танганьике (ныне Танзания). Она вспыхнула в деревне Кашаша, в школе-интернате для девочек, 30 января 1962 года. Три ученицы начали одновременно смеяться и плакать. Всего в школе училось 159 учениц, из них «заразились смехом» 95 девочек. Ученицы не могли перестать смеяться около шестнадцати дней. На преподавателей эпидемия не распространялась, но школу пришлось на время закрыть.

В мае 1962 года эпидемия смеха выбралась за пределы школы и даже деревни Кашаки — к деревне Ншамба. К тому моменту смехом заразились уже 217 человек, а в июне еще 48 девочек заразились смехом в школе Рамашене. Эпидемия смеха длилась полтора года, то утихая, то возобновляясь вновь, а затем совсем исчезла. Ученые также не смогли прийти к единому мнению, из-за чего началась эта эпидемия.

Один из наиболее известных исследований провел историк Джон Уоллер, который предположил, что танцевальная чума была вызвана массовой истерией, возникшей из-за социального стресса. В то время Страсбург переживал не самые лучшие времена: неурожаи, эпидемии и экономические трудности подрывали физическое и ментальное здоровье горожан. Вера в сверхъестественное и религиозные убеждения могли спровоцировать людей на такое экстремальное поведение, как средство выражения коллективной тревоги и горя.

Танцевальная чума неожиданно прекратилась так же, как и началась. К сентябрю танцы сошли на нет, и городская жизнь начала возвращаться в прежнее русло. Однако память об этом событии осталась в истории, как одно из самых загадочных явлений, свидетельствующих о невероятной и порой непостижимой сложности человеческой психики.

Танцевальная чума 1518 года остается увлекательной и мрачной страницей в истории, наглядно демонстрирующей, как социальные и психологические факторы могут проявляться крайне необычным образом. Помня об этом событии, мы обретаем возможность глубже понимать сложные механизмы, управляющие человеческим поведением, и учимся более чутко относиться к коллективным проявлениям стресса и тревоги.