Алексей Гаврилович Венецианов (годы жизни 1780-1847) родился в Москве в купеческой семье. Предки его были выходцами из Греции, переехавшими в Россию в первой половине XVIII столетия. Мальчик учился в одном из московских пансионов и рано начал интересоваться живописью. Он самостоятельно копировал картины старых мастеров и рисовал своих друзей. Сначала ему помогал некий старый художник Пахомыч, который научил его готовить краски и натягивать холсты. Так же юный Алексей неплохо рисовал пастелью. В 1807 году будущий творец переезжает в Петербург и поступает на службу в Почтовую канцелярию. В свободное время он ходит в Музей Эрмитаж, где изучает и копирует работы именитых живописцев. Известно, что молодой Венецианов брал уроки у Владимира Боровиковского.
В начале своей карьеры Алексей Григорьевич работал как портретист. В это же время Венецианов решил издавать журнал карикатур, но его выпуск был запрещён цензурой. В феврале 1811 Венецианов представил на суд Академии Художеств свой собственный автопортрет, написанный маслом. За эту работу его назначили в слушатели Академии, а уже в сентябре месяце за портрет Кирилла Головачевского дали звание академика. Во время войны 1812 года Венецианов выпускает ряд гравюр с карикатурным изображением французомании русского дворянства. Также художник продолжает писать портреты современников и героев прошлого.
В конце 1810-ых живописец обращается к образам крестьян. В это время он женится на Марфе Азарьевой и покупает на имя жены небольшое имение – сёла Трониха и Сафонково в Тверской губернии. Вскоре у Венецианова рождаются две дочери – Александра и Фелицата. В 1819 году Венецианов в чине титулярного советника оставил службу и посвятил себя полностью живописи. Он поселился в своём имении и стал писать картины из крестьянского быта. В 1824 Венецианов едет в Петербург, чтобы показать свои новые работы обществу на академической выставке. Картины его были восприняты благосклонно. Художник принимает решение получить звание профессора живописи, однако Художественный совет отклоняет его работы. Его картины «Гумно», «Очищение Свёклы» и «Утро Помещицы» были выкуплены императором Александром I.
В 1825 году художник вынужден вернуться в своё имение и заняться хозяйством. Там у него появился замысел обучать живописи талантливых крестьянских мальчишек. Некоторых из них художник выкупал у их хозяев. Он содержал их за свой счёт, возил в Музей Эрмитаж. Из учеников Венецианова впоследствии вышло много известных художников. В 1828 император Николай I вызвал Венецианова в Петербург для исполнения одного деликатного поручения. Необходимо было переписать портрет Александра Голицына, испорченный английским художником Джорджем Доу. Исполнив поручение царя, Венецианов добился также освобождения крепостных художников англичанина.
В 1830 году Венецианов обратился за финансовой помощью к императору. Ему требовались деньги на существование художественной школы и своей семьи. Император удовлетворил ходатайство. Художнику выделили разовую выплату и пригласили на аудиенцию к царю. Алексея Гавриловича наградили орденом Святого Владимира 4-ой степени и присвоили звание «художник государя императора» с выплатой ежегодного жалования. После смерти жены художник полностью посвятил себя своим ученикам. В своём имении он построил специальный павильон, где проводил занятия. Для старших учеников он находил заказы на написание церковных иконостасов. На вырученные деньги закупал материалы, а также еду и одежду для воспитанников. Ученики ехали к нему со всей страны. Тем, кого он не мог взять к себе на обучение, Венецианов давал деньги на покупку материалов.
Уже пожилой мастер больше времени уделял своей просветительской деятельности. Сам он писал всё меньше работ. В Петербурге он стал публиковать свои статьи, посвящённые современным художникам. Среди них многие стремились завести знакомство с Венециановым. Иногда он писал портреты своих петербургских знакомых. Зимой 1843 года художника разбил паралич, от которого он с трудом оправился. Венецианов с печалью наблюдал, как открытый им «крестьянский» жанр становится модным. Молодые живописцы стали рисовать не правду, а красивые картинки, в угоду зрителю. К тому времени художника лишили ежегодного жалования, имение его было заложено. Он устроил аукцион своих работ, и почти все они были быстро раскуплены. Однако собранной суммы едва хватило, чтобы рассчитаться с долгами и на пожертвование петербургской детской больнице.
Все прошения художника о разрешении преподавать в Академии Художеств были отклонены. Последние годы своей жизни Венецианов провёл в собственном имении. Он уже никуда не выезжал, его не интересовала столичная жизнь, да и о нём уже стали все забывать. Умер художник зимой 1847 года в результате несчастного случая в возрасте 67 полных лет. Лошади понесли сани. Венецианов попытался их остановить, но запутался в поводьях, и лошади протащили его тело по земле. Смерть мастера осталась незамеченной в Петербурге, но он оставил глубокий след в русском художественном искусстве, первым воспев простого крестьянина и предоставив дорогу в жизнь многим своим ученикам.
1 картина. «На Пашне. Весна»
- Дата создания: первая половина 1820-ых годов
- Размеры: 51,2 х 65,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Картина «На Пашне. Весна» даёт нам яркое представление об особенностях жанровой живописи Венецианова и является одним из его лучших произведений в карьере. Статная крестьянка в сарафане босиком величаво шагает по пашне и ведёт за собой двух лошадей, тянущих борону. Низкая линия горизонта, редкие кусты и небольшие камни на поле придают женской фигуре монументальности.
Подробно и реалистично написан пейзаж: прозрачное светло-голубое небо, осязаемо влажная тёмная земля и открытые просторы бескрайнего поля. Гармоничное соединение правды жизни и романтичного вымысла создаёт основу всего произведения.
2 картина. «Гумно»
- Дата создания: 1821-1822 годы
- Размеры: 66,5 х 80,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Алексей Венецианов – зачинатель бытового жанра в русской живописи. Темой его творчества было созвучие мира природы и крестьянского быта, опоэтизированного и облагороженного. Бросив службу в столице, Венецианов перебрался в деревню, где, наблюдая за жизнью крестьян, создал серии работ, полных идеализма и бесхитростной возвышенности. Гумно любовно изображено художником. Мизансцены, выстроенные живописцем на полотне, представляют зрителю виды ежедневного крестьянского труда, но в них нет и намёка на тяжесть и рутинность жизни в деревне. Действия, запечатлённые художником не столь динамичны, носят будто внесюжетный, созерцательный характер, тем самым возвышая тему труда до её эпического прочтения. Каждый житель деревни вносит свою маленькую лепту во благо возделывания общей земли и сбора урожая. Тема земледелия и плодородия в творчестве Венецианова приобретает сакральное звучание.
По сравнению с исторической живописью современников на античные темы (картины Фёдора Бруни, Карла Брюллова, Антона Лосенко и многих других) полотна Венецианова стали подлинным открытием для столичной публики первой половины XIX столетия. Созданная мастером художественная школа для одарённых молодых людей (в том числе и крепостных) относится к феноменам культуры этого времени.
3 картина. «Захарка»
- Дата создания: 1825 год
- Размеры: 39,8 х 30,7 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Венецианов одним из первых в русской живописи стал писать крестьянский быт. Среди его произведений есть много портретов крепостных, живших в его имении. Особенно хорошо ему удавались образы детей. Алексей Гаврилович открыл в своей деревне художественную школу для талантливых крестьянских ребятишек. Некоторых он даже сам выкупал у других помещиков. Этюд «Захарка», хранящийся сейчас в Третьяковской Галерее, прекрасно показывает силу таланта художника и его выразительного дара. Моделью для картины послужил реальный мальчик – сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых. Венецианов, видимо проникнувшись симпатией к Захару, будет писать его ещё не один раз.
Хоть изображение мальчика и является небольшим этюдом, сила его такова, что заставляет остановиться и рассматривать эти серьёзные не по годам глаза. Образ Захарки заполняет почти всю плоскость картины. Художник неспроста выбрал такой ракурс для своей модели. Голова мальчика слегка повёрнута к зрителю, но смотрит он в сторону. В его позе спрятано скрытое движение, и в то же время чувствуется крестьянская основательность и уверенность в себе. Картина написана в тёмных тонах, только лишь лицо ребёнка выделяется светлым пятном. Цвета ненавязчиво переходят один в другой, не отвлекая нас от главного героя.
На первый взгляд лицо Захарки некрасиво: широкие скулы, растрёпанные русые волосы, нос картошкой, пухлые губы, густые брови. Но взгляд ребёнка совсем не детский, он серьёзен и смышлён, развит не по годам. Такой «маленький мужичок». Дело происходит зимой. Меховая шапка и рукавицы мальчугану явно велики. Скорее всего, отцовские или старшего брата. Это значит, что семья Захара бедная и возможно многодетная, как и большинство простых семей в то время. Видно, что мальчик уже хорошо знает, что такое тяжёлый крестьянский труд. В деревне дети взрослеют очень рано. В руке он держит топор. Может быть, собирается в лес за дровами или идёт помогать отцу. Лицо его сосредоточено, наверное, художник оторвал его от важного дела.
Талант Венецианова таков, что образ Захарки вызывает у зрителя симпатию и сопереживание. Видно, что мальчик, хоть и невелик годами, но добр, умён и хороший помощник родителям. В своих работах живописец неоднократно показывал уверенность в лучших качествах русского народа и простого крестьянина. Венецианов писал крепостных реалистично, не приукрашивая их быт. И в то же время его «мужицкие» портреты вызывают уважение и уверенность в силе духа и чистоте души этих людей.
4 картина. «Жнецы»
- Дата создания: 1820 год
- Размеры: 66,7 х 55 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Венецианов в своём творчестве много внимания уделял описанию жизни крепостных крестьян. У него есть несколько полотен, посвящённых полевым работам. Одно из них – «Жнецы». Сюжет картины очень поэтичен. В короткие минуты отдыха крестьяне – мать и сын – любуются севшими на руку женщины бабочками. Возможно, такую сцену Алексей Гаврилович подсмотрел в жизни, прогуливаясь в полях возле своего имения, и она настолько впечатлила художника, что он решил создать подобное произведение. Моделями послужили реальные люди – крепостные крестьяне – мать и сын (Анна и Захар Степановы). Мальчика мы можем увидеть в другой известной картине Венецианова под названием «Захарка».
«Жнецы» – работа светлая, наполненная тихой радостью от созерцания красоты природы. Композиционно Венецианов выводит фигуры матери и сына на первый план, они заполняют почти всё пространство картины, приковывая внимание зрителей. На заднем фоне творения изображены колосья пшеницы. Хоть сам сюжет несколько идеализирован, в чём не раз критики упрекали художника, он изобразил реальных людей, со своими отличительными особенностями, индивидуальным характером. Видно, с какой любовью и уважением Венецианов их пишет.
Лицо мальчика сложно назвать красивым, оно по-крестьянски грубовато, загорело от работы под палящим солнцем. Но с каким непосредственным детским восхищением он смотрит на бабочек. Смышлёное лицо его невольно притягивает взгляд. Захара Венецианов изображает, имеющим тягу к прекрасному и неподдельный детский интерес к окружающему его миру. Хоть он и юн, руки его уже натружены тяжёлой крестьянской долей. Но с какой нежностью он приобнимает мать, сколько в этом жесте сыновней любви.
Женщина выглядит уставшей, но её некрасивое, простоватое лицо озаряет полуулыбка. Она терпеливо ждёт, пока сын налюбуется бабочками. Её взгляд выражает заботу и материнскую любовь. Она смотрит на сына с высоты своих прожитых лет, и если для него всё пока ново, то она понимает, что таких светлых моментов будет в его жизни совсем немного. Художник с огромным вниманием к деталям выписал наряд крестьянки: сарафан, белую рубаху, жёлтый платок. Не забыл про бусы и скромное колечко на пальце. Бабочки нарисованы как живые, вот-вот вспорхнут и вылетят из картины. Это подчёркивает скоротечность момента встречи с прекрасным. Серпы в руках крестьян замыкают композицию, очерчивая невидимый круг и фокусируя внимание зрителя на лицах героев.
Венецианов изобразил крепостных, как людей с тонкой душевной организацией, способных переживать глубокие эмоции по отношению к природе и друг к другу. Его герои красивы внутренне, а не внешне. Не удивительно, что его работы не встретили среди современников достойного признания. Крепостные тогда находились на положении рабов. Тем не менее, Венецианов одним из первых отечественных художников выразил в своих работах силу духа, достоинство и внутреннюю красоту простого народа. «Жнецов» художник преподнёс в дар императору Александру I для Музея Эрмитаж. Позднее картина была передана в Государственный Русский Музей, где хранится и сейчас.
5 картина. «Крестьянские Дети в Поле»
- Дата создания: 1820-ые годы
- Размеры: 38,5 х 30 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Венецианов отлично известен своими картинами, изображающими крестьянский быт. Выйдя в отставку с государственной службы, художник поселился у себя в имении, где своими глазами видел жизнь крепостных крестьян. Особенно интересны его детские образы. Детей автор пишет с особой любовью и трепетом. К таким работам относится и эта картина. На холсте изображён простой русский пейзаж: поле с пасущимся скотом; вдали виднеется лесок; прозрачное, чистое небо занимает треть пространства.
На переднем плане полотна художник разместил фигуры детей – двух девочек и мальчика. Паренёк-пастух нарисован сидящим на большом камне спиной к зрителю. Он смотрит на девочек, принёсших ему обед. Одна из них протягивает краюху хлеба, а мальчик протянул руку, чтобы её взять. Скорее всего, это брат и сёстры из одной крестьянской семьи. Девочки, наоборот, написаны лицом к зрителю. Старшая, в синем платочке, улыбаясь, смотрит на брата. Другая же приобнимает её, положив голову на плечо. Это жест очень трогательный, показывающий, как девочки дружны и как тепло относятся друг к другу и к своему брату.
Одеты они небогато, но одежда чистая, опрятная. На девочках надеты длинные рубахи, по низу украшенные полосой из цветной ткани. Поверх рубах холщовые балахоны с поясками. На головах – платки, на ногах – лапти. У мальчика есть своя шапка, которая лежит на земле на переднем плане. Это значит, что он считается уже вполне взрослым. На нём также надет балахон с кушаком и лапти. У полотна сдержанный пастельный колорит, цвета спокойные, неяркие, что подчёркивает обыденность ситуации. Броскими цветовыми пятнами виднеются платок и полоса внизу сарафана старшей девочки, что дополнительно выделяет её образ перед другими героями картины. Прежде всего, взгляд зрителя падает на неё и потом уже замечает её сестру, стоящую за спиной, и мальчика на переднем плане. Видно, что основной лирический посыл художник сосредоточил на её кротком и безмятежном лице. Вторая девочка стоит как отражение первой, уже более явно демонстрируя нежность к сестре.
В руках у девчонок корзинки с грибами или ягодами. Видимо, они возвращаются из леса, который зеленеет на далёком заднем плане творения. Дети крестьян рано начинали работать, помогать родителям по хозяйству. Жизнь у них была непростая, но это не мешало им заботиться друг о друге. Работа Венецианова вызывает у зрителя тёплые эмоции и заставляет любоваться этой троицей. Алексей Гаврилович одним из первых среди художников стал изображать крепостных, как людей, способных выражать благородные чувства, сильных духом и красивых душой.
Известно, что в своём имении он построил школу искусств для талантливых крестьянских детей. Кого-то из них Венецианову пришлось выкупать у других помещиков. Он много общался с крепостными и видел, что они достойны сочувствия и уважения. Это он и старался показать в своих произведениях, одним из которых является и описываемая выше картина.
6 картина. «Девушка в Клетчатом Платке»
- Дата создания: конец 1820-ых годов
- Размеры: 40,4 х 31,1 сантиметра
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Всю свою сознательную жизнь Венецианов посвятил изображению простого народа. В 1819 году художник покидает Санкт-Петербург и селится в своём небольшом имении – селе Сафонково в Тверской губернии. Он больше не пишет портретов на заказ, а изображает крепостных крестьян: мужчин, женщин, детей, и делает это с любовью и уважением. Среди таких работ есть целый ряд полотен с удивительными женскими образами. Одним из них является и описываемая выше картина.
Этот небольшой этюд оставляет неизгладимое впечатление. Художник изобразил юную девушку, почти ещё девочку. Её образ занимает почти всё пространство холста. У девушки светлое, одухотворённое лицо. Она представляет собой классический типаж русской красавицы. Ясные серые глаза смотрят прямо на зрителя, на пухлых губах девчушки застыла полуулыбка, щёки слегка порозовели от смущения. Русые волосы, разделённые на пробор, спрятаны под большим тёмно-синим клетчатым платком, который она поддерживает рукой, чтобы не соскользнул с головы.
Платок имел большое значение в русском народном костюме. Его носили женщины всех сословий и возрастов. А замужняя женщина обязательно должна была покрывать волосы головным убором. Платок считался хорошим подарком. Он являлся неотъемлемой частью приданого, которое готовилось задолго до свадьбы. Возможно, этот платок подарил девушке сам художник в благодарность за позирование, а может быть это была её личная вещь. В любом случае, платок оттеняет природную красоту юной крестьянки и фокусирует внимание зрителя на её сияющем лице. Только руки выдают статус девушки – видно, что она не понаслышке знает, что такое тяжёлый деревенский труд, ведь тогда дети рано начинали помогать своим родителям.
Задний план этюда художником намеренно не проработан. Мастер пишет женскую фигуру на коричневом фоне. Он не отвлекает внимание зрителя от самой девушки. Её чистый образ невольно привлекает взгляд и остаётся в памяти надолго. Венецианов в своих работах оставил нам немало ярких типажей крепостных крестьян. За каждым из них стоит личность, живой человек. Художник показывает, что крепостные, которые тогда находились на рабском положении, способны и к возвышенным чувствам. Они сильны духом, красивы, с широкой, как русское поле, душой и большим сердцем.
Его женские образы крестьянок изображают женщин и девушек с ранних лет знающих, что такое тяжкий труд, но прекрасных своим внутренним миром, привлекательных естественной, природной красотой. Неудивительно, что далеко не все современники оценили масштаб дарования провинциального художника. Изображение деревенской жизни, а тем более крепостных крестьян без прикрас в лучших традициях реализма, считалось «низким» жанром. Венецианов так и не стал академиком и преподавателем в Императорской Академии Художеств, несмотря на то, что в своём имении ему удалось обучить живописи многих талантливых крестьянских ребятишек. Художник умер в безвестности, но творения его до сих пор радуют людей, воспевая русский народ и русскую землю.
7 картина. «Крестьянка с Васильками»
- Дата создания: 1820-ые годы
- Размеры: 49 х 37,1 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Работы Венецианова относятся к реализму. Переехав из Петербурга в своё небольшое имение в Тверской губернии, художник смог близко познакомиться с бытом крепостных крестьян. Он одним из первых в русской живописи стал изображать их тяжёлую жизнь. Картины Венецианова правдивы и одновременно лиричны. Он видит в крепостных живых людей, а не рабов. Показывает их душевную красоту и внутреннюю силу. Такова и эта картина. Художник изобразил молодую крестьянку, сидящую вполоборота, лицом к зрителю. Но взгляд её тёмных глаз направлен в сторону. Высокий лоб, щёки чуть тронуты румянцем, на губах застыла полуулыбка. Лицо миловидное, но усталое, плечи опущены. Видимо, художник рисовал её сразу же после тяжёлого трудового дня.
На коленях девушки рассыпаны цветки васильков, а поверх них лежат натруженные руки. Тонкие пальцы перебирают лепестки полевых цветов. Васильки в старину использовали как лекарственное растение, а ещё из них делали голубую краску. Василёк считался символом скромности и простоты. Такова и молодая крестьянка. Лицо её задумчиво. Видно, что это тихая, кроткая девушка. Она одета довольно просто. На ней белая рубаха с широкими рукавами, синяя юбка и передник. На голове повязан платок. Вместе с тем, её нежный образ наполнен светом. Художник любуется её тихой внутренней красотой.
Венецианов использует непрорисованный тёмно-коричневый задний фон, который не должен отвлекать зрителя от светлого лица девушки. Ярко-синий цвет васильков поддерживают юбка и скромное ожерелье на тонкой шее. Тепла добавляют бледно-жёлтый фартук и косынка. Светлыми пятнами выделяются рубаха и лицо крестьянки. Мягкий, рассеянный свет падает на её лицо и фигуру. От этого образ кажется одухотворённым и особенно лиричным. Данный портрет простой девушки является одним из лучших в русской живописи. Венецианов смог передать красоту души молодой крестьянки, не приукрашивая её и не создавая приторно-пасторальной картинки. Его «Крестьянка с Васильками» являет собой образ чистый и искренний, наполненный поэзией и светом.
Своим творчеством художник поднимает «низкое» искусство до «высокого», воспеваемого академизмом. У Венецианова были сложные отношения с собратьями по ремеслу. Далеко не все художники смогли оценить значение его работ. Его считали автором «низкого жанра», изображающим крестьянский быт вместо богинь и цариц. Однако творчество Венецианова актуально и сейчас своим гуманизмом и умением увидеть прекрасное в самом обыденном. Его полотна воспевают русский народ, показывая его лучшие качества. Художник в своих работах восхищается простыми людьми, их стойкостью перед трудностями и умением сохранить чистоту души в тяжёлых условиях крепостничества. Сия картина была приобретена Павлом Третьяковым у наследников известного благотворителя и коллекционера – золотодобытчика Степана Соловьёва – в 1887 году. Сейчас она всё ещё находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
8 картина. «Крестьянка с Косой и Граблями (Пелагея)»
- Дата создания: 1824 год
- Размеры: 22,5 х 17,5 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
В 1819 году Венецианов решает полностью посвятить свою жизнь живописи и переезжает из Петербурга в свою небольшую деревню Сафонково под Тверью. Там он наблюдает жизнь крестьян, рисует с натуры их образы и различные бытовые сценки. Венецианов был одним из первых русских живописцев, кто стал изображать крепостных, не идеализируя, но показывая их силу духа и индивидуальность. Описываемая выше картина относится к ранним работам художника. Это этюд, написанный с натуры. На нём изображена девушка с косой на плече, опирающаяся на перевёрнутые грабли. Видимо, художник увидел Пелагею на полевых работах и не смог пройти мимо.
У молодой женщины серьёзное, строгое лицо. Её нельзя назвать красавицей, но она довольно миловидна. Венецианов старался не приукрашивать своих моделей. Лицо её обветрилось и покраснело от солнца, руки – натруженные и загорелые. Девушка не понаслышке знает, что такое тяжёлая крестьянская работа, но несёт своё бремя с достоинством. Она – олицетворение русской женщины, трудолюбивой и гордой. Она красива не внешне, но внутренне. На девушке простая одежда: белая рубаха, красный сарафан, зелёная косынка – ничего лишнего, что мешало бы работе.
Венецианов нарисовал Пелагею на фоне типичного русского пейзажа. Основную часть картины занимает небо и зелень. Фон изображён схематически, чтобы не отвлекать внимание от образа девушки. Художник изобразил её лицом к зрителю, по пояс. Сельскохозяйственные орудия в её руках олицетворяют собой крестьянский труд, связь с землёй. Тяжёлую косу она держит легко и привычно. Крестьяне с ранних лет знакомились с работой в поле. Она составляла всю их жизнь. Картина кажется светлой, Венецианов использует яркие краски: зелёную, красную, жёлтую, белую. Это передаёт ясность и тепло знойного летнего дня. Сразу представляется бескрайнее поле, звон насекомых, жаркое солнце.
Портрет Пелагеи (до нас дошло лишь имя девушки, судьба её, увы, неизвестна) один из череды женских образов, оставленных Венециановым. Художник воспевает простую женскую красоту. Крепостные крестьянки предстают перед нами как личности, каждая со своим характером и индивидуальностью. В то же время они олицетворяют в себе природное начало, благодаря близости к земле и естественной простоте. Их жизни незатейливы, но каждая из них содержит в себе судьбу простого русского народа.
Венецианов творил в стиле реализма. Его манера изображения крестьян вызывала, как восторг, так и неприятие современников. Живописание крестьянского быта считалось «низким» жанром, в отличие от «высокого», проповедуемого в ту пору академизмом. Однако художнику удалось благодаря своему таланту, поднять простые обыденные темы на высоту, неподвластную времени. И сейчас его образы крестьян способны вызывать у современного зрителя эмоции. Картина находилась в собрании первого публичного музея, организованного дипломатом, общественным деятелем и писателем Павлом Свиньиным. Нынче работа выставлена в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге.