Найти тему

Рентген картины и "пляшущие" гво́здики

ТЕМА: реставрация и исследование станковой масляной живописи.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Предлагаю сегодня продолжить тему исследования картин, вновь заглянуть вглубь истории, посмотреть интересные фото — рентгеновские фото старого классического метода исследования.

Я написала для вас уже несколько статей об этом замечательном виде исследования. Все они были детективно-искусствоведческие. Мы, в основном, рассматривали двойные изображения, вспоминали биографии портретируемых людей, пытались угадать время создания картины или, к примеру, причину, по которой нижележащее изображение было скрыто.

Художник Хуан Карреньо де Миранда, Портрет Карла II в доспехах, 1681 год. Холст, масло, 232 х 125,5 см Коллекция: Музей Прадо, Мадрид, Испания. Под ним — портрет Карла II в отрочестве
Художник Хуан Карреньо де Миранда, Портрет Карла II в доспехах, 1681 год. Холст, масло, 232 х 125,5 см Коллекция: Музей Прадо, Мадрид, Испания. Под ним — портрет Карла II в отрочестве

Рентгеновские снимки по-своему красивы, например, следующие два... Это же надо, образовать такую мистическую взаимосвязь на плёнке!

-2

Эти два снимка, исключительные по своей красоте и загадочности, пока не стали "прочитанной книгой" для исследователей и стойко хранят свои тайны.

-3

Сегодня предлагаю вам немного познакомиться и с "рутиной", изучим несколько снимков, как это делают реставраторы и эксперты.

На 95% рентгенов картин нет скрытых изображений и таинственных "двойников", это просто снимки, дающие о картинах много дополнительной информации, разного уровня ценности.

Например, при взгляде на рентген картины сразу же видно, на какой основе она написана: на дереве или на холсте. Красавица кисти Леонардо да Винчи в одноимённом украшении...

"Прекрасная Ферроньера" (ок. 1490–1496) работы Леонардо да Винчи или его миланского круга. Дерево, масло, 62 × 44 см. Коллекция: Лувр, Париж
"Прекрасная Ферроньера" (ок. 1490–1496) работы Леонардо да Винчи или его миланского круга. Дерево, масло, 62 × 44 см. Коллекция: Лувр, Париж

... написана на доске. На рентгене (фрагмент) с левой стороны фото прекрасно читается текстура древесины:

-5

А "Девушка с жемчужной серёжкой" Яна Вермеера написана на холсте, натянутом на подрамник.

-6

По традиции, немного истории, немного дат и значимых имён. В прошлый раз я упоминала Игоря Эммануиловича Грабаря и его инициативы в этой области. В 1919 году И.Э. Грабарь в Московском институте историко-художественных изысканий и музееведения стал инициатором рентгенографирования картин и икон.

Художник Игорь Эммануилович Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934 год
Художник Игорь Эммануилович Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате), 1934 год

Но, справедливости ради, не И. Э. Грабарь придумал исследовать картины посредством рентгена. Это сделали немецкие ученые-физики и медики, и произошло это значительно раньше. Надо восстановить справедливость, вспомнить этих учёных-новаторов. Наверное, это нужно было сделать в самой первой статье про рентген живописи; в любом случае, лучше поздно, чем никогда.

Вскоре после открытия рентгеновских лучей в 1895 году немецким физиком

Конрад Вильгельм Рентген
Конрад Вильгельм Рентген

Конрадом Вильгельмом Рентгеном (1845-1923), а если точнее — то практически сразу (!) — были сделаны первые рентгенограммы предметов искусства. В своих экспериментах Конрад Рентген подвергал воздействию рентгеновских лучей деревянные дощечки, окрашенные белой краской, свинцовыми белилами. Он сразу выяснил, что наиболее информативную картину даёт краска с максимальным содержанием свинца или тончайшие свинцовые пластины и... дальше в этих опытах он не пошёл. Но он сделал первый шаг и задал верное направление. И уже через год...

Карл Георг Вальтер Кёниг (1859-1936) — немецкий физик, профессор из Франкфурта, в 1896 году сделал первую рентгенограмму настоящей картины.
Карл Георг Вальтер Кёниг. Был директором Физического института во Франкфурте-на-Майне с 1892 по 1900 год. В 1896 году он основал там лабораторию рентгеновской фотографии
Карл Георг Вальтер Кёниг. Был директором Физического института во Франкфурте-на-Майне с 1892 по 1900 год. В 1896 году он основал там лабораторию рентгеновской фотографии

Александр Фабер, врач-рентгенолог из Веймара (фото не нашла), также исследовал несколько картин с помощью рентгеновских лучей. В 1914 году, не зная о работах Кенига, он получил патент на рентгенографию масляной живописи. Тут уж — кто успел.

К слову, сам Рентген наотрез отказывался патентовать своё изобретение. Он не принял пожалованный ему дворянский титул, отказался лично принимать Нобелевскую премию (за него принимал и говорил речь его представитель), он вообще был абсолютным бессребреником, полностью погруженным в науку. Уже через два года после открытия им икс-лучей (x-ray), он полностью переключился на другое направление и работал над другими темами.

Конрад Вильгельм Рентген за работой
Конрад Вильгельм Рентген за работой

Во время Первой мировой войны рентгенография стала широко применяться в медицинских целях. Многие врачи, имеющие в своём распоряжении портативные рентгеновские аппараты, обзавелись смежной профессией экспертов живописи и успешно применяли эту технику при исследовании картин.

История сохранила для нас их имена, это были Лео Жерар Хейлброн (1882-1960) в Амстердаме, Андре Шерон в Париже и Гвидо Хольцкнехт (1872-1931) в Вене — первые эксперты-рентгенологи станковой живописи.

В 1924 году Баварский национальный музей в Мюнхене стал первым музеем, установившим рентгеновский аппарат, и в последующие годы систематически делал рентгеновские снимки картин.

Баварский национальный музей на Принцрегентштрассе (Bayerisches Nationalmuseum) основан королем Максимилианом II в 1855 году. Здание на фото построено в 1899 году
Баварский национальный музей на Принцрегентштрассе (Bayerisches Nationalmuseum) основан королем Максимилианом II в 1855 году. Здание на фото построено в 1899 году

Самое интересное - о патенте Фабера они ЗНАЛИ, но проигнорировали. В результате (что ожидаемо) на музей был наложен штраф, на протяжении следующих семи лет велись споры по поводу выплаты процентных отчислений.

Наконец, в 1931 году, фирмы Philips и Siemens-Reiniger-Veifa купили лицензионные права Faber и успешно выпустили на рынок рентгеновский аппарат, специально разработанный для исследования картин.

Для получения рентгеновского снимка картины рентгеновская трубка помещается с одной стороны картины, а рентгеновская пленка или цифровая визуализирующая пластинка - с другой:

-12

Саму картину вы, конечно, узнали. Да, это "Молочница" Яна Вермеера, только в зеркальном отображении — картина представлена с оборота. Её рентген покажу дальше, он любопытный и рассказывает о ней чуть больше, чем видно на фотографии самой картины.

Правила охраны труда и техники безопасности диктуют строгий протокол проведения съемок, людям запрещено находиться рядом с аппаратом.

Размеры рентгеновской пленки (и цифровой пластины) фиксированные и относительно небольшие. Для получения изображения, в зависимости от размера картины, бывает необходимо сделать два, четыре или множество рентгенограмм, как для картины ниже.

Портрет "Мальчика в голубом" кисти Томаса Гейнсборо большого размера, 177 на 112 см:

Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", 1770 год, холст, масло, 177.8 × 112.1 см Коллекция: Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США
Томас Гейнсборо, "Мальчик в голубом", 1770 год, холст, масло, 177.8 × 112.1 см Коллекция: Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США

Чтобы сделать рентген этой картины, пришлось снимать шестнадцать отдельных кадров и потом совмещать шестнадцать отдельных снимков.

Выкладывать пленку нужно без пропусков и больших нахлёстов, чтобы потом, после оцифровки, как лоскутное одеяло соединить полученные снимки воедино и получить цельную картину для анализа. На фото ниже хорошо видны отдельные кадры и стыки между ними:

-14

У пленки, по сравнению с цифровой рентгенографией, более высокое разрешение, и часто предпочтительным методом является пленка.

Также принято изучать саму рентгеновскую пленку (негатив), а не позитивный отпечаток пленки, поскольку белые области на пленке обычно соответствуют светлым областям на изображении. Это упрощает сравнение рентгеновского снимка с картиной.
-15

На рентгеновском снимке мы видим любой материал, поглощающий рентгеновские лучи: подрамник, гвозди, пломбы и даже слой краски на обратной стороне картины или подрамника. И поскольку в заглавии статьи я обозначила гвоздики как объект нашего сегодняшнего пристального внимания, давайте их и рассматривать.

Художник Ян Вермеер, Молочница, около 1658 года. Холст, масло, 45,5x41см. Коллекция: Рейксмузеум, Амстердам
Художник Ян Вермеер, Молочница, около 1658 года. Холст, масло, 45,5x41см. Коллекция: Рейксмузеум, Амстердам

Когда реставратор берет в руки картину, он практически сразу переворачивает её и осматривает оборот. Поэтому мы тоже сразу его посмотрим. У этой картины, при её небольшом размере (45х40 см) подрамник усилен горизонтальной перекладиной, он раздвижной, с клиньями. Всё, как положено, грамотно сделано предыдущим реставратором. Обратите внимание, друзья: подрамник картины это подвижная конструкция, его планки свободны, не скреплены между собой, и он может увеличиваться в размере при необходимости.

-17

И обратите внимание - в углах подрамника клинья, они подвязаны верёвочками. Это то, чего никогда не делают художники, но всегда делают реставраторы. Для чего - расскажу в следующей статье, пусть это будет анонсом. И теперь переходим к гвоздикам, а увидеть их мы можем... правильно, только на рентгене.

И вот, рентгеновский снимок "Молочницы", и в глаза нам бросаются вовсе не гвозди, а огромные шурупы - аж целых 14 штук на такую небольшую картину!

-18

Честно скажу, друзья, сама впервые вижу такое! Коллеги пишут, что шурупы относятся к конструкции подрамника. Для чего они — понятно: подрамник старый, со временем он усох и уменьшился в размере, и его нарастили при помощи деревянных реек по всем четырем сторонам... Но почему так жёстко? Мда... "Обидеть реставратора может каждый, не каждый сможет убежать".

А теперь — в угол! Все в угол! Пойдем мы с вами "в угол" для того, чтобы вас не отвлекала рентгенография самого́ изображения.

Рассмотрим её нижний левый угол и конструктивные элементы картины. Маленький фрагмент рентгена, а расскажет нам о многом. Мы увидим множество мелких металлических гвоздиков, используемых для крепления холста к подрамнику - зелёные стрелки.

Шурупы... Бррр... Голубые стрелки
Шурупы... Бррр... Голубые стрелки

Это специальные гвоздики "текс", их используют также при изготовлении обуви: у них толстые, неровные шляпки овальной формы, четырехгранный стержень и острейший кончик. Он впивается так быстро и больно, что даже брать эти гвоздики из кучи не стоит, их надо рассыпать в один слой, подальше друг от друга.

Длина гвоздиков текс для натяжки картины на подрамник в среднем 10-15 мм, для большемерных картин — длиннее и крупнее соответственно
Длина гвоздиков текс для натяжки картины на подрамник в среднем 10-15 мм, для большемерных картин — длиннее и крупнее соответственно

Также мы видим, что гвоздики забиты достаточно ровно и примерно с одинаковым интервалом, что тоже хорошо, реставратор молодец.

Фиолетовым кружочком обвела тоже гвоздь "текс", он расположен фронтально и на рентгене мы видим его неровную шляпку. Как он там оказался? Смотрим фото ниже:

Бумажная этикетка по понятным причинам на рентгене не видна
Бумажная этикетка по понятным причинам на рентгене не видна

Это тот самый гвоздь, к которому подвязаны клинья в углу подрамника. В этом деле строгих правил нет, все реставраторы подвязывают их по-разному и по ситуации. Мне лишние гвозди в подрамник забивать не хочется, лишняя травма для древесины, поэтому у меня углы выглядят вот так:

Оборот картины после реставрации, фрагмент
Оборот картины после реставрации, фрагмент

Как мы и ожидали, бумажные этикетки и наклейки на рентгене не видны. Лак тоже "невидим" для рентгеновских лучей, в то время как радиопоглощающее свойство краски варьируется в зависимости от того, какие пигменты входят в её состав и от толщины слоёв. Холст, по сути, тоже "прозрачен" и невидим для рентгеновских лучей, но проникновение радиопоглощающего грунта в промежутки между нитями холста позволяет визуализировать рисунок переплетения холста на рентгеновском снимке. Деревянный подрамник выглядит на рентгенограмме как более светлая область.

На фрагменте ниже мы видим проекцию авторского холста Вермеера. Так как картина сдублирована, то с оборота мы видим реставрационный дублировочный холст. А авторский... вот он, спасибо Рентгену:

Что ж так всё криво то?)))
Что ж так всё криво то?)))

Вермеер использовал льняной холст средней толщины, прямого полотняного плетения. Холст домотканый, изготавливался вручную, плетение нитей из-за этого неравномерное. Рентгеновский снимок показывает нам утолщения, узелки и неровности нитей. А ещё мы видим неравномерную натяжку холста вдоль обеих кромок, особенно слева. Вермеер... слегка схалтурил, он натянул холст на временный подрамник, чтобы загрунтовать его, и сделал промежутки между гвоздями слишком большими. То ли торопился, то ли гвозди экономил. И получилось вот так:

-24

Ещё один рентген (фрагмент) - снимок нижнего левого угла "Географа" Яна Вермеера, показывающий печать и металлический овальный шильдик на тыльной стороне картины.

Художник Ян Вермеер, "Географ", около 1668—1669, холст, масло, 52 × 45,5 см Коллекция: Штеделевский художественный институт, Франкфурт
Художник Ян Вермеер, "Географ", около 1668—1669, холст, масло, 52 × 45,5 см Коллекция: Штеделевский художественный институт, Франкфурт

Наложение этих изображений на детали самой картины мешает "прочтению" рентгеновских снимков и в наше время их могут удалить в графическом редакторе на компьютере.

Видите теперь и текстуру древесины планок подрамника, и плетение нитей холста?
Видите теперь и текстуру древесины планок подрамника, и плетение нитей холста?

А обратили внимание на гвоздики? Что-то они "разгулялись", где-то пусто, где-то густо — два рядом, а рядом их забивать нельзя, есть риск расколоть планку подрамника по слоям древесины. Реставратор, ай-я-яй, сделал тяп-ляп, а мы всё обнаружили.

Однако, самые разнокалиберные "пляшущие" гвоздики, как оказалось, на Девушке, нашей, с жемчужной серьгой. Картина висит в музее, в раме, на стене, и никогда бы мы об этом не узнали, если бы не... рентген.

Давайте, в завершение статьи, небольшая проверка наблюдательности?

Девушку — игнорируем, мы и так прекрасно знаем, как она выглядит.

Находим:

  • подрамник (он с крестовиной),
  • клинья в углах и в местах соединения крестовины с подрамником,
  • восемь гвоздей текс, к которым эти клинья подвязаны,
  • плетение нитей холста, и снова их волнообразная деформация от небрежной натяжки на временный подрамник — по периметру картины
  • пляшущие гвоздики трёх видов
-27

Если не нашли три вида, не расстраивайтесь, разберём их в одной из следующих статей.

-28
Друзья, после статей о цветном рентгеновском исследовании захотелось вспомнить и старый добрый рентген, ведь он очень информативен и большой помощник в работе как реставраторов, так и исследователей.

Информацию по открытию, развитию и истории применения рентгена позаимствовала с сайта коллег:

https://rkdstudies.nl

Всем добра и до следующей статьи!

Фото обложки
Фото обложки