Итак, НАСА торжественно, и где-то даже радостно, встретила вернувшийся на Землю космический (и многострадальный) корабль "Starliner". Америка и всемирный клуб Любителей-Всего-Американского привычно аплодируют и ликуют.
Хотя ликовать тут нечему, можно максимум перекреститься, что прошло хотя бы так, а не ещё хуже. Потому что миссия Starliner (третья по счёту и первая с экипажем) с грохотом провалилась. Ибо экипаж остался там, наверху. И аплодировать в такой ситуации - это как если вы уехали на море в своей машине, а обратно её привезли на эвакуаторе, причем вы сами продолжаете торчать на курорте без возможности вернуться самому (все ваши деньги ушли на оплату этого самого эвакуатора).
Почему всё происходит так, как происходит?
Тут надо вспоминать истоки. Как вы знаете, космический корабль Starliner создавался в корпорации Boeing по заданию (и с оплатой) от NASA. Задача этого транспортного средства была сформулирована не столько в техническом аспекте, сколько в политическом: 1) заиметь что-то летающее на орбиту взамен закрытой ранее национальной программы Space Shuttle, и 2) наконец слезть с иглы в виде Роскосмоса. Около десяти лет могучая космическая держава, некогда сновавшая каждые полгода на Луну (не забываем про слово якобы) и чьи "Вояджеры" уже сорок лет бороздят просторы Дальнего Космоса (уже избороздили там всё, наверное) добиралась на низкую околоземную орбиту примерно как Машенька в коробе на спине Медведя в одноименной сказке.
Пока Боинг долго и натужно пытался помочь родному американскому государству слезать с российской космической иглы, появился более талантливый и быстрый (и менее жадный) Илон ихнее всё Маск и исправил ситуацию путём регулярных запусков корабля Crew Dragon (на настоящее время прошли уже девять успешных пилотируемых миссий).
И тут возникла новая коллизия, которая маячит для американцев не светом в конце тоннеля, а новым тупиком. Дело в том, что в начале всей этой возни американская космическая отрасль планировала обзавестись сразу тремя независимыми космическими кораблями (Starliner, Orion и Crew Dragon), создав между ними в будущем хотя бы подобие конкуренции. Однако по факту летать смог только третий корабль.
НАСА перестала зависеть от российского космического агентства, а вместо этого начала зависеть от компании Илона Маска, человека свободолюбивого и порой дерзкого, потому что богатого и весёлого.
Про его отношения с американским государством в целом можно даже не напоминать: недавно он выложил (в принадлежащей ему соцсети) карикатуру про Камалу Харрис. Там некий кукловод сбрасывает с руки подуставшую куклу Джо Байдена и вместо неё натягивает улыбающуюся куклу Камалы Харрис.
И вот Илон Остапович. Миллиардер и периодически жёсткий критик происходящего в звёздно-полосатой стране. Самое обидное для "глубинного государства" в том, что жучить его по полной нельзя. Санкциями давить нельзя. Посадить тоже не получится, это вам не Дуров с русскими корнями, который виноват потому что виноват. Тут, во-первых, американский гражданин, топ-бизнесмен и лидер общественного мнения, а во-вторых, на Илоне Остаповиче как на волоске висит вся страдающая многочисленными изъянами современная программа американской астронавтики.
Всё дело явно усложняется ещё и тем, что Илон не может не испытывать дискомфорта от того, что его компания SpaceX сумела запустить регулярные полёты с людьми за 2,6 миллиарда долларов, а Boeing уже получила из казны почти в два раза больше и готовится вытянуть еще 1,5 млрд "перерасхода", при этом корабль Старлайнер оказался всем тем, чем оказался.
Проще говоря, прикормленный государством аэрокосмический гигант облaжaлся, но продолжает вытягивать из государственного бюджета колоссальные суммы. Естественно, Маск, будучи деловым человеком, не отказался бы направить эти потоки себе в карман, однако после карикатур на Камалу и прочих высказываний и создаваемых ситуаций (например, попытки блокировать использование Starlink на фронте) ему этих потоков в карман уже точно никто не направит.
И вот в этой крайне сложной обстановке на Землю возвращается корабль Starliner без экипажа. И всё это в напряжённый период предстоящих всеамериканских выборов, когда Америка в очередной раз встанет на грань, отделяющую страну от гражданской войны. А тут ещё военная помощь США воюющим союзничкам, проблематичные военные расходы (не столько финансовые, напечатать "немножко ещё" можно всегда, но вооружение и боеприпасы тают быстрее, чем производятся), всё функционирование военной программы само по себе... они в такой драматический момент могут качаться как чаши очень чутких весов. И там же ещё нарастание геополитического противостояния с Китаем, вообще отдельная песня.
В-общем, если коллектив корпорации Boeing мог бы выбрать наихудший момент, чтобы провалить пилотируемую и долгожданную миссию "Старлайнера", то, будем считать, они это сумели сделать. Может, там в руководстве сидят ещё неузнанные очередные башаровы и петровы?
И ведь мы ещё не коснулись драматической судьбы самого "Боинга"!
Множественность неудач в последние 5-10 лет (прежде всего авиационных, но теперь подключились и многомиллиардные космические) наводит на мысль, что корпорация может и не выплыть из них. С другой стороны, Боинг каким-то чудом сговором образом сумел остаться единственным американским монополистом самолётного производства и потонуть ему позволить не могут. Это как в России дать погибнуть Газпрому. Получается, что миллиардные адреналиновые уколы в финансовое тело "Боинга" будут продолжаться, что вряд ли улучшит его работоспособность, потому что наркоман, которого бесплатно снабжают наркотиками, обычно не способен сам покончить со своей зависимостью.
США в настоящее время входят (уже вошли, во многом) в крайне печальную и тупиковую стадию монополистического капитализма. И напрягаться товарищам монополистам дальше абсолютно незачем: при любых провалах, при любой стоимости проектов, при любых "внеплановых тратах",американское государство будет им покорно платить. Тут, главное, соблюдать лояльность и не публиковать смешные, но политически вредные карикатуры.
И последнее, иллюстрация из жизни Илона Маска и одна из причин, почему его корабль стоит в два раза дешевле и летает:
"Поставщик потребовал 120 тысяч долларов за привод, поворачивающий сопло двигателей второй ступени. Маск заявил, что это, по сути, не сложнее механизма для дистанционного открывания гаражных дверей, и велел одному из инженеров изготовить его за пять тысяч", — рассказывает биограф предпринимателя Илона Маска Айзексон. — "В результате абсолютное большинство компонентов для ракет компания SpaceX сегодня производит самостоятельно".
Алексей Королёв, историк космонавтики
САЙТ /// вКонтакте /// ТЕЛЕГРАМ /// ЮТУБ /// РУТУБ