Вчера Льву Толстому исполнилось 196 лет. Вспоминаем его образ по воспоминаниям Ильи Репина.
Толстой был не только всемирно известным при жизни писателем, но одним из самых знаменитых философов своего времени. Его идеи ненасилия и опрощения, призывы к классовому равенству вдохновляли современников и влияли на общество в конце XIX – начале XX веков.
Самый популярный портрет Льва Николаевича написал Илья Репин. Удивительно, как двое этих людей разных творческих профессий сохранили дружбу на 30 лет. Никого, за исключением критика Владимира Стасова, художник не изображал так часто. Он восхищался его взглядами на жизнь, внимал каждое его философское изречение и записывал себе. Например, в одном из писем Толстой написал:
Спасает людей от всяких бедствий, в том числе и от голода, только любовь. Любовь же не может ограничиваться словами, а всегда выражается делами.
Илья Ефимович Репин сыграл не последнюю роль в создании популярного образа Толстого. Он создал канонические портреты писателя, которые прочно вошли в сознание нескольких поколений. Но Репин был не только выдающимся русским художником, но и талантливым мемуаристом, автором книги «Далекое близкое». В них Репин рассказывает о своих выдающихся современниках, в том числе о Льве Toлcтoм.
Как началась их дружба
Толстой пришел в мастерскую художника в Москве в 1880 году. Это произошло вечером, в комнате было уже темно. Репин сразу же узнал профиль, знакомый ему по портрету Крамского.
В 1880 году в Москве, в моей маленькой мастерской под вечер все вдруг приняло какой-то заревой тон и задрожало в особом приподнятом настроении, когда вошел ко мне коренастый господин, с окладистой серой бородой, большеголовый, одетый в длинный черный сюртук. Лев Толстой. Неужели? Так вот он какой!
Они часто беседовали об искусстве и гуляли по московским бульварам. У них даже была совместная работа, художник выполнял пугающие иллюстрации к просветительским брошюрам Толстого со статьями о пьянстве или тунеядстве.
Как друзья оценивали друг друга
Вот несколько сравнений, которыми наделил художник писателя в своих мемуарах «Далекое близкое»: чародей, мой лесной царь, несомненный властелин, благородный Прометей, мой герой-полубог. В первые годы знакомства Репин смотрел на Толстого снизу вверх, внимал его замечаниям по поводу своих картин.
Моих «Запорожцев» он назвал этюдом — правда. Конечно, я никогда непрочь сделать хороший этюд. Впрочем, и «Бурлаков» и «Софью» он считает этюдами, и это все правда.
Из письма И. Е. Репина к В. В. Стасову от17 октября 1880 г.
О портретах
Удивительно, но художник только спустя 7 лет после знакомства с Львом Толстым, решился на его портрет. Репин жил какое-то время у писателя, за неделю в Ясной Поляне Репин создал два портрета, один из которых – известный портрет в черной блузе с книгой в руках.
.… У нас – завтра будет неделя – живет Репин и пишет мой портрет – и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его. Вы правы, он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его
Из письма Толстого Черткову от 15 августа 1887 г.
А вот что пишет Илья Репин в своих мемуарах:
Лев Николаевич, выйдя из усадьбы, сейчас же снимал старые, своей работы, туфли, засовывал их за ременный пояс и шел босиком. Шел он уверенным, быстрым, привычным шагом, не обращая ни малейшего внимания на то, что тропа была засорена и сучками и камешками.
О работе пахарем
Шесть часов, без отдыха, он борондил сохой черную землю, то поднимаясь в гopy, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед cepeдиной линии ero проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня... Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Страшно трудно! Мочи не было. «Вот оно, в поте лица», — подумал я утираясь...Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах. Микула вооружен только вот таким терпением и привычкой к труду. — Это c непривычки, — сказал Лев Николаевич. — И я ведь не сразу привык.
Об искусстве
"Вообще y Льва Николаевича есть слабость к искусству, и он увлекается им невольно." - пишет художник. Им было сложно принять мнение друг друга о назначении искусства. Репин восклицал: «Красота есть!» А Толстой говорил, что хорош тот художник, который ушел в народные учителя. Поздний Толстой отошел от художественной работы. А Репину был чужд аскетизм как в творчестве, так и в жизни. Они сохранили свою дружбу на долгие годы до смерти Льва Николаевича.
Влияние сильной, гениальной личности таково, что все кажется так неотразимо, как сама истина. Однако здесь, передумывая о всем, у меня всплывает много возражений: то мне кажется, что я прав, то кажется опять, что его положение несравненно глубже и вечнее. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Из письма И.Е. Репина к В.Г. Черткову. 29 августа 1895 г.
Мне очень нужна Ваша поддержка. Подписывайтесь на канал, чтобы как можно больше людей увидели рекомендации.❤️ А я постараюсь радовать Вас далее новыми статьями!
Всем добра!