Государственное образование под названием «Всевеликое Войско Донское», действовавшее в 1917-1920 годах на Донской земле, к марту 1920 года прекратило свое существование. Но казаки и казачество остались, несмотря на преступную большевистскую политику по его полному уничтожению. Для донских казаков, оставшихся в Советской России после окончания Гражданской войны, наступили невыносимо тяжкие времена…
Экономическое положение Донской области из-за многолетней Гражданской войны на ее территории было катастрофическим. Промышленность и сельское хозяйство были разрушены значительно в большей степени, чем в других областях России, а их восстановление начато позже, чем в остальной России.
К весне 1920 года Дон, перед Первой мировой войной густонаселенный и процветающий край, обезлюдел… Десятки тысяч казаков погибли на фронтах Первой мировой войны, еще сотни тысяч из них пали на полях братоубийственной гражданской войны, ушли в изгнание или в партизаны («зеленые»). Из 4 миллионов 429 тысяч проживавших на Дону к январю 1917 года к 1921-му году здесь оставалось только 2 миллиона 253 тысячи жителей. (Сухарев Ю. Лазоревый цветок. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001. С.136). В окружной станице Каменской, например, из 25 тысяч довоенного населения осталось 12 тысяч, в Великокняжеской станице - из 15 тысяч осталось только 4000; в Сальском округе от 35-тысячного населения калмыков осталось всего 5 тысяч. (Наш край. Из истории Советского Дона. Документы. Октябрь 1917-1965. Ростовское книжное издательство, 1968. С.105). Победители не спешили проявлять милосердие к поверженным собратьям, вымещая злобу за грехи ушедших в изгнание противников своих на оставшихся на Дону казаках, их женах и родителях.
6 марта 1920 года Реввоенсовет республики своим приказом № 333 изменил «казачье-полицейское деление Области Войска Донского»: отныне станицы переименовывались в волости (позже в села), а хутора - в села. (Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону, 1995. С.123). Верхне-Донской округ был переименован в Вешенский район, станица Краснокутская стала Подтелковской волостью, хутор Ушаков – хутором Кривошлыковым. Несколько позже окружная станица Константиновская получила имя …Розы Люксембург! Появились хутора большевистских главарей: Каменев, Троцкий, Рыков (в частности, этот хутор значился в Больше-Хлоповском сельсовете Морозовского района Шахтинского округа), Зиновьев, Пятаков, Бухарин, Ленин. Хутор Шумилин стал Разинским. (Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону, 1995. С.123).
Из центральных районов России в опустевшие хутора и станицы Дона большевики стали переселять крестьян… Обсуждая с Львом Троцким практические меры, Ленин говорил: «на Дон послать тысячи три питерских рабочих. Цель одна - обессилить казаков, разложить изнутри, поселиться среди них». (Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии. Ростов-на-Дону, 1995. С.126). Верхне-Донской окружной ревком издал указ, по которому донцам запрещалось носить повседневную казачью форму с лампасами и именоваться казаками… Господа казаки стали «товарищами» и «гражданами».
Казаки ответили саботажем советских декретов, уходом к «зеленым», продолжением вооруженной борьбы против советской власти. Не остались в долгу и карательные органы большевистской власти. В октябре 1920 года в газетах Дона и Кубани было напечатано обращение особоуполномоченного ВЧК по Северному Кавказу К. Ландера к населению Дона и Кубани. В нем говорилось: «Станицы и хутора, которые укрывают белых и зеленых, будут уничтожены, все взрослое население - расстреляно, все имущество - конфисковано. Все лица, оказавшие бандитам содействие - немедленно будут расстреляны. У большинства…зеленых остались родственники. Все они взяты на учет и в случае наступления банд - все взрослые родственники сражающиеся против нас будут расстреляны, а малолетние высланы в центральную Россию. В случае массового выступления отдельных …станиц… мы вынуждены будем применять к этим местам массовый террор: за каждого убитого советского деятеля поплатятся сотни жителей этих…станиц…». (Мельгунов С.П. Красный террор в России.М.,1990. С.71).
Органы ВЧК разыскивали и расправлялись с деятелями прежней казачьей власти. В 1921 году был найден, арестован и после допросов расстрелян в Ростове «за антисоветскую деятельность в годы гражданской войны» известный публицист белого стана Виктор Севский (Краснушкин Вениамин Алексеевич), главный редактор газеты Донского войскового правительства «Вольный Дон», 33 номера которой вышли в Новочеркасске. В 1922 году было расстреляно несколько человек, проходивших по так называемому делу «генштабистов Донской армии». (Мельгунов С.П. Красный террор в России.М.,1990. С.81).
На сторону большевистской власти перешла небольшая часть донского казачества. Поэтому, сознавая необходимость нахождения общего языка с оставшимися на Дону казаками для налаживания послевоенной жизни, большевики собрали 29 февраля 1920 года в Москве Первый Всероссийский съезд трудовых казаков. От Донской области на съезд поехали «активные борцы за власть Советов». (История Дона от Великой Октябрьской социалистической революции… Ростиздат, 1967. С.77). В его работе приняли участие председатель Совнаркома Республики В.И. Ленин и председатель ВЦИК М.И. Калинин. Последний в своем докладе рассказал о предстоящей мирной ликвидации казачества, как сословия с его сословными обязанностями и привилегиями, но при полном сохранении трудовым казачеством всех имущественных и гражданских прав. В резолюции съезда «О задачах казачества» было записано: «Казачество отнюдь не является особой народностью или нацией, а составляет необъемлемую часть русского народа. Поэтому ни о каком отделении казачьих областей от остальной Советской России, к чему стремятся казачьи верхи, тесно спаянные с помещиками и буржуазией, не может быть и речи. …Основной своей задачей трудовое казачество считает сплочение в тесный, неразрывный союз с рабочими и крестьянами Советской России, так как только такой союз обеспечит трудовому казачеству мир и спокойную жизнь. Съезд полагает, что предстоящее новое земельное устройство в казачьих областях должно проводиться в соответствии с действующими для всей Советской республики законоположениями о земле. Всякая частная собственность на землю должна быть отменена навсегда. Право на землепользование должно быть предоставлено всем трудящимся на ней: казакам, крестьянам, с.х. рабочим, инородцам и т.п. без различий пола, вероисповедания и национальности». (Казачество России. Историко-правовой аспект: документы, факты, комментарии. М.,1999, С.129-130). Тогда же постановлением ВЦИК на Дон, как и все казачьи области России, были распространены действующие в Советской России законы о землепользовании.
25 марта 1920 года появился декрет Совнаркома «О строительстве советской власти в казачьих областях». Согласно ему на территории Донской области вместо советов казачьих депутатов вводились органы власти, предусмотренные Конституцией РСФСР 1918 года. После этого на всей территории Донской области были организованы временные исполнительные комитеты. Выборы в советы были назначены на апрель 1920 года.
Для проведения агитационной работы среди казаков на Дон прибыли два агитпоезда: «Красный казак» и «Октябрьская революция». Первый из них во главе с С.К. Орджоникидзе был послан в казачьи станицы от Казачьего отдела ВЦИК. Агитационные поезда, пароходы, «агитфургоны и красные повозки» от имени Донисполкома и Донкома РКП (б) были отправлены в это же время во многие хутора и станицы всех округов Донской области.
Выборы в советские органы власти прошли на Дону в апреле 1920 года, а 17-20 июня того же года 239 донских делегатов собрались в Ростове-на-Дону на Второй Донской съезд советов. Он подвел итоги работы советов на Дону в первые месяцы 1920 года «на хозяйственном и культурном фронте». В решениях съезде говорилось, что Донская область является неотъемлемой частью всей Советской России, что «Советы Донобласти строятся по образцу Советов всей страны и ставят те же задачи». Председателем Донисполкома был избран Н.Н. Патрикеев. При местных советах организованы казачьи секции для проведения политической работы среди оставшейся на Дону части казачества. В эти секции попадали только лояльные советской власти казаки.
Съезд советов утвердил «Временную инструкцию распределения земель сельскохозяйственного значения» на Дону. (История Донского края. Ростиздат, 1971. С.188). Все земли Донской области были объявлены общегосударственным фондом. Передел земле должны были осуществлять окружные земельные отделы по установленным съездом дифференцированным нормам надела земли по округам. Расширенные наделы должны были получить малоземельные казаки и донские крестьяне. На базе конфискованных крупных хозяйств донских генералов организовывались сельскохозяйственные казачьи артели, которых к концу 1920 года насчитывалось около 330 единиц.
В ходе передела земли «советский аппарат наталкивался на различные более или менее ясно выраженные формы борьбы за землю». «В казачьих станицах борьба эта выступает в виде обострения сословной розни, - отмечалось в резолюции расширенного пленума Донского комитета РКП (б) от 13 апреля 1925 года. - Стремясь сохранить за собой дореволюционные земельные привилегии и опираясь на неправильное толкование земельного кодекса, казачество отказывает местами в наделении землей иногородних. В крестьянских селах более отчетливо виден классовый характер этих столкновений, «коренное», преимущественно зажиточное, население проявляет большую активность в борьбе против обеспечения землей «пришлой», т.е. главным образом бедняцкой, части деревни. …Главной задачей советских органов пленум поэтому считает скорейшую ликвидацию корней, питающих сословную рознь путем форсирования землеустройства…». ( «Наш край. Документы. 1917-1965». С.167).
Проводимые советской властью мероприятия вызвали сопротивление значительной части казачества. Зная об этом, лидеры белого движения, укрепившиеся в Крыму, решили послать на Дон отряд полковника Ф.Д. Назарова для организации свержения здесь советской власти. Сам Назаров (1890-после 1922) являлся уроженцем станицы Новониколаевской Области Войска Донского, работал учителем. Участник Первой мировой войны он в 1917 году вернулся на Дон в чине хорунжего. В декабре 1917 года принял участие в походе на Ростов, занятый красными войсками, был ранен. Подлечившись начал формировать партизанский отряд, с которым прошел «Степной поход» и всю Гражданскую войну.
В начале июля 1920 года отряд Назарова численностью более 1500 человек, при двух орудиях, броневике и несколькими пулеметами, высадился близ станицы Ново-Николаевской. Избегая встреч с превосходящими силами Красной армии, дислоцировавшимися под Таганрогом, двинулся через Матвеев Курган, Аграфеновку, Лысогорку, Голодаевку к станице Нижне-Кундрюченской, надеясь по пути «обрасти» казаками, недовольными советской властью. На митингах, происходивших в занятых населенных пунктах назаровцы расправлялись с советскими активистами (в селе Аграфеновка, например, они выбросили в окна второго этажа всех членов совета, собравшихся на свое заседание). («Наш край». Из истории советского Дона. Документы. Октябрь 1917-1965. Ростиздат, 1968. С.124).
Отряд Назарова пополнился несколькими десятками крестьян и казаков, недовольных советской власть. 20 июля отряд Назарова был окружен частями 9-й дивизии Дмитрия Жлобы и курсантами ростовской школы красных командиров. В результате многочасового боя назаровцы были разбиты и, оставив противнику броневик, два орудия, пулеметы, часть повозок и лошадей, отступили к станице Нижне-Кундрюченской. Здесь они получили новый удар, после чего отдельные отряды Назарова перешли Северский Донец и вступили в окружную станицу Константиновскую, в которой и были окончательно уничтожены. Взятые в плен участники этого авантюрного рейда были переправлены в Ростов, где в сентябре 1920 года они были осуждены и приговорены некоторые к расстрелу, другие - к длительным срокам тюрьмы. Сам Назаров сумел избежать плена и вернуться в Крым, эмигрировал в Болгарию, потом перебрался на Дальний Восток к своему отцу. Здесь снова организовал партизанский отряд из сибирских казаков, начал новую стадию борьбы с советской властью и погиб в одном из боев.
В 1921 году советским властям Дона пришлось подавлять довольно серьезные мятежи: батальона К.Т. Вакулина, члена РКП (б) с 1918 года, кавалера ордена Красного Знамени, караульного эскадрона Я.Е. Фомина в станице Вешенской, военной группы бывшего комбрига Первой конной армии Г.С. Маклакова, за боевые дела награжденного орденом Красного Знамени. (Сивоволов Г. Михаил Шолохов. Страницы биографии.С.179-181, 200). Все они воевали «за истинную советскую власть», против продразверстки и за очищение советских органов власти «от гадов». Размах антисоветских выступлений был таким, что для их подавления пришлось применять регулярные части Красной армии. В 1922 году чекисты разгромили на Дону антибольшевистскую группу во главе с князем К.Э. Ухтомским, в составе которой были и казаки. К маю этого года повстанческое движение на Дону пошло на убыль, с политическим бандитизмом было покончено.
Михаил Астапенко, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук (СПб),
Евгений Астапенко, кандидат исторических наук, член Союза журналистов России.