Найти тему
МЫ ЗА ВАС ПОСМОТРИМ

Артхаус через постер

Оглавление

Врываемся к вам в ленту, и если вы не решили, что делать в начале недели — читайте наш пост! 

 

Артхаус или авторское кино — прекрасный способ занять свое свободное время просмотром и подумать над смыслом фильма. 

 

Еженедельно мы будем обозревать лучшие, на наш взгляд, произведения разных авторов: известных и не очень. И предоставим вам свое ощущение и понимание фильма через постер и рецензию к нему. 

 

Начать мы решили с Догвилля Ларса фон Триера. 

 

Длительность: 178 минут (3 часа) 

Год: 2003 

Жанр: триллер, драма, детектив 

Ограничение: 18+ 

 

Задумка и сюжет: 10/10 

Раскрытие персонажей: 10/10 

Оригинальность: 9/10 

Сложность восприятия: 3/10 

Психологическое влияние: 7/10 

Съёмка: 9/10 

Сюр: 1/10

 

Общая оценка: 10/10 

 

Описание без спойлеров: 

 

Юная Грейс, сбежав от банды гангстеров, находит спасение в маленьком городке Догвилль где-то в Скалистых горах. Местные жители – один прекраснее другого – готовы ее укрыть. А взамен им совсем ничего не надо, ну, разве что помочь по дому или присмотреть за детьми. Но постепенно милый Догвилль превращается для девушки в тюрьму. 

 

Можно ли простить злой собаке её агрессию? Неизбежно ли такое жестокое отношение к добросердечному незнакомцу? Может ли любовь соседствовать с каждодневным лицезрением страданий ее объекта? Оправдывает ли месть убийство более чем двух десятков людей? 

 

Рецензия со спойлерами: 

 

Ларс фон Триер довольно спорный режиссер, так как он затрагивает не самые приятные темы и открыто показывает человеческую безнравственность и извращенность в разных её проявлениях. 

 

Мы хотим начать с обсуждения сцены действий из-за её непривычности: все действия происходят в условно нарисованном городе, где нет ни стен ни заборов. Жители прекрасно знают своих соседей и это передает их “обнаженность” перед друг другом. На первом месте их личности, а не декорации. Они как одна большая семья, община. 

Достаточно необычно наблюдать за картиной в таких условиях, но из-за длительности фильма, на середине ты уже смиряешься с этим и видишь обычный город со своими устоями. А благодаря частому закадровому голосу создаётся ощущения прочтения книги и тогда мозг сам дорисовывает недостающие участки и пейзажи Догвилля. 

 

Ларс фон триер специально в своих работах выходит за рамки привычного кино времени (1,30 - 2 часа), что позволяет свыкнуться с происходящим и начать проникаться героями и их поведением, лучше понимая их. 

 

Если говорить о затронутых проблемах общества, то их тут очень и очень много: начиная от главной героини, Грейс – её внутреннему конфликту, идеалистическому отношению к миру, желанию всех оправдать – до личности каждого жителя города и их мировоззрению. Но давайте по порядку. 

 

Глава 1. Грейс 

 

Nicole Kidman as Grace Margaret Muligan
Nicole Kidman as Grace Margaret Muligan

Главная героиня находится в ссоре со своим отцом бандитом, который привык решать вопросы просто и прямо: глаз за глаз, зуб за зуб. Одним словом, плохих людей нужно наказывать. Он считает, что его дочь высокомерна, потому что не требует от других следовать тем же высоким моральным принципам, которым следует сама. 

 

Грейс, наоборот, считает что это непозволительное поведение и у каждого человека есть причина по которой он так себя ведёт, его нужно понять и пожалеть, но никак не убивать. 

 

С этой позицией она попадает в город, где весь проделанный ею путь заставляет её изменить свое мнение. Ее то хочется поддержать, то пожалеть, то поругать за то, что она позволяет людям собой помыкать. Но это её право на отношение к миру, с которым, она почти до последнего справляется. 

 

Позже, она понимает, что согласно своим собственным принципам, она должна подвергнуть горожан самому жестокому наказанию. Отдельного внимания заслуживает то, что она достаточно злопамятна и мстит Вере, заставляя ту смотреть на убийство каждого из её детей. Перед этим Вере обещают, что детей прекратят убивать, если она сумеет сдержать слёзы. Однако она щадит пса, у которого украла кость в самом начале фильма: возвращает должок. Томаса она убивает лично из револьвера за то, что он вызвал в ней самое большое разочарование. 

 

Все это представляет Грейс как верховного карателя, который кладет на чашу весов хорошее и плохое, анализирует это через свои моральные принципы и жестоко совершает свою месть. 

 

А вот заслуживали ли месть жители города? Вопрос спорный. 

 

Глава 2. Жители 

 

-3

Закрытый от внешнего влияния городок, в котором у жителей свои нормы морали и решения проблем. То, что для них хорошо, в цивилизованном обществе принято считать диким и больным. По их мнению они относятся к Грейс справедливо и даже положительно: они пошли на риск, укрывая её у себя от бандитов. 

 

Подобно Маугли, что не знает другого поведения, взращенный дикими животными, жители Догвилля просто не могут вести себя иначе. Стоит ли считать их поведение по отношению к главной героине неправильным? Где точка отсчета их норм морали и на сколько она отличается от общепринятой - каждый решает сам. Так, например, в других культурах принято радоваться смерти и отмечать это как праздник. Для них было бы дико неприемлемо прийти на похороны в чёрном и тосковать. Так и жители Догвилля закрылись в своей общине из 12 человек, а Грейс — просто чужак. 

 

У каждого из обитателей этого захолустья своя уникальная история, особенность и образ жизни. Несмотря на это, Догвилль является полноценным и чётко отлаженным организмом, в котором каждой "шестеренке" отведено свое положение и задача. На протяжении всей жизни из года в год каждый житель выполнял максимальное количество этих задач, которые позволяли им делать их внутренние силы. 

 

Появление Грейс нарушило механизм, в нем появилась новая деталь, взявшая на себя часть общей работы. Как появление рабочих станков вызвало общественный кризис и навсегда изменило жизненные устои, так и Грейс стала рычагом к волнениям в Догвилле. 

 

На протяжении следующих глав мы видим эти изменения: от добрых намерений на пользу городу до полной эгоцентричности и желания власти. Когда ситуация достигла апогея, незваная гостья стала уже не просто бездушным инструментом в их руках, а занозой, от которой оставалось только избавиться. 

 

Глава 3. Томас 

Paul Bettany as Tom Edison
Paul Bettany as Tom Edison

 

Писатель не написавший ни единой книги. Домашний философ, который пытается перевоспитать и проучить жителей города, указать им на их неправоту, как ребёнок, топающий ногами и требующий чтобы с его мнением считались. 

 

Он мог уехать из города, начать новую жизнь, сделать хоть что-то ради себя, а позже — ради Грейс. Но девушка пришлась ему никак кстати, только не для любви и личностного роста, а для самоутверждения. Именно за счёт неё он хотел воспитать жителей города, девушка была просто подопытным кроликом, на котором он проверял свои теории. Он видел весь происходящий кошмар с Грейс, её мучения, но ничего не делал — только думал. 

 

В конце ему становится тошно от самого себя: он просто слабак, строящий героя и пророка, живущий надеждами и размышлениями о прекрасном будущем. 

Он принимает город с его устоями и себя в нем. Пытается оправдаться перед дулом револьвера, но уже поздно. 

 

Глава 4. Итоги 

 

-5

Говорящие название фильма Догвилль (буквально Собачья деревня) представляет перед нами разные взгляды на жизнь: от самых хороших - до самых плохих. Но каждый сам решает кто прав, а кто виноват. Кто жертва, а кто нападающий. 

 

Все мы немного жители Догвилля, со своими слабостями. Кто-то старается добиться справедливости не смотря ни на что, как Грейс. Кто-то такой-же инфантильный как Томас. Кто-то, как Вера, любит позлорадствовать. Но все это не переходит границ человеческой морали. Представьте, если бы все ваши плохие качества преувеличили и показали на большом экране. Получился бы ещё один Догвилль, но это уже совсем другая история. 

 

Что насчёт вас? Смогли бы вы простить злой собаке её агрессию? Попытаетесь приручить животное или усыпить его? 

 

Пишите ваши впечатления от фильма, ставьте оценки и размышляйте вместе с нами. 

🎫 Сделала постер и написала статью соведущая подкаста Ксения/Александра в рамках своего творческого проекта RGB:
ВКонтакте | ВКонтакте