Шел 1686 год. 10-тысячная китайско-маньчжурская армия осадила принадлежащий России Албазинский острог. В сентябре того же года погиб командир острога воевода Толбузин. Его место занял казачий голова Афанасий Иванович Бейтон.
Именно к этому году относится первое документально зафиксированное употребление выражения «русские не сдаются». Такой ответ дал Бейтон китайскому военачальнику Лантаню.
Что примечательно, по национальности Бейтон был немцем, выходцем из Пруссии. В качестве наемника он прибыл в Россию. К сожалению, мне не удалось найти его настоящего, немецкого имени, поскольку в истории он остался под именем Афанасия Ивановича.
Минута славы Бейтона натала, когда его направили в помощь албазинскому воеводе. Но прибыл он, когда Острог уже был оставлен русским гарнизоном. Прибытие Бейтона, который являлся довольно хорошим архитектором, позволило не просто вернуться на развалины острога, но и на его месте воздвигнуть настоящие бастионные укрепления. Да, да, Бейтон был единственным в округе, кто имел представление о строительстве европейских укреплений, способных выдержать артиллерийский огонь.