Этот завершенный рисунок пейзажа Тосканы вокруг реки Арно, датированный около 1473 годом, вероятно, является первой из существующих работ, посвященных исключительно пейзажу.
До Леонардо да Винчи (1452-1519) рисунок пейзажа без человеческих фигур и символики был бы немыслим: первый полностью нарисованный пейзаж приписывают Питеру Паулю Рубенсу (1577-1640), почти через двести лет после этого рисунка Леонардо.
Сохранились римские фрески с пейзажами, но о них не знали ни во времена Леонардо, ни в предшествующие семьсот лет.
Да и техника Леонардо в обработке скал, рек и растительности опережает свое время.
Линии пером и тушью поверх частично стёртого карандашного наброска просто нанесены в виде горизонтальных штрихов, напоминающих ветви деревьев и листья; линии, повторяющие очертания рельефа, указывают на поверхность земли.
Чётко очерченные горизонтальные линии эффективно передают отражения на поверхности воды, а использование Леонардо перспективы показано, в том как линий пера становятся менее заметными по мере удаления пейзажа.
С помощью многочисленных линий штриховки художник создает крупные, близкие друг к другу скалистые формы, убеждая зрителя в их прочности.
В то время там, где нарисовано множество линий, сходящихся, чтобы изобразить быстро текущую воду, зритель ощущает движение потока.
Изящество небольших объектов в пейзаже — укрепленных зданий и темных очертаний плавающих лодок — придает им особую выразительность.
Сдержанная энергия рисунка завораживает, и можно только догадываться, насколько талант Леонардо, должно быть, поразил его современников, когда они его увидели.
Серия статей о картинах великого Леонардо да Винчи: