Все фото из открытых источников Интернета
Эту идею фильма режиссер Роберт Земекис предлагал разным киностудиям.
В то время (80-е годы) была большая мода на тинейджерские комедии с сексуальными шутками. Поэтому большинство киностудий отказалось от проекта: он был для них слишком пристойным. Когда же Земекис предложил фильм студии Диснея, они отказались, посчитав сюжет, в котором мать влюбляется в своего будущего сына, наоборот, слишком пошлым. Сид Шайнберг, начальник студии Юниверсал, потребовал от Роберта Земекиса и автора Боба Гейла изменить сценарий.
Во-первых, мать Марти должна была получить имя Мег, а не Лоррэйн (жену самого Шайнберга звали Лоррэйн). Доку Брауну в качестве спутника полагался шимпанзе, а не собака. И наконец: Шайнберг считал, что фильм со словом "будущее" в названии не может быть кассовым - и потребовал поменять название на "Космический пришелец с Плутона" (Space Man from Pluto). В сцене, где Марти МакФлай утверждает, что его зовут Дарт Вейдер с планеты Вулкан, он должен был сказать "с планеты Плутон".
Шайнберг послал соответствующий меморандум.
На помощь режиссеру пришел исполняющий продюсер Стивен Спилберг: он послал в ответ "Спасибо, Сид, за удачную шутку - мы очень смеялись".
Чтобы сохранить лицо, Шайнберг не стал настаивать.
Фильм начинается так же, как "Машина Времени" (1960) - коллажем из разных часов. В начале фильма показываются часы, на которых висит человек.
Это - знаменитая сцена с участем комика Гарольда Ллойда (фильм"Наконец в безопасности" 1923 года). В этом фильме Гарольд Ллойд висит на стрелке башенных часов... и именно эту сцену пародирует другой Ллойд - Кристофер в конце фильма, вися на часах ратуши.
Культовая сцена с игрой Марти на гитаре могла быть вырезана.
Она носила сугубо комедийный характер, и просаживала сюжет, но во время тестовых просмотров картины очень уж пришлась зрителям по душе, поэтому ее решили оставить. В начале фильма видно, что у Дока Брауна есть хобби - он играет на саксофоне.
Огромный усилитель, к которому Марти в начале фильма присоединяет электрогитару в лаборатории Дока - носит обозначение CRM-114.
Именно так назывался декодер сообщений в фильме Стэнли Кубрика "Доктор Стрэйнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу".
Кроме того, это - номер космического корабля из фильма"2001 - космическая одиссея", тоже Стэнли Кубрика. Солнечные очки, которые Марти носит в начале фильма, были исключительно для рекламных целей, и больше в трилогии не появляются.
Для фильма было заключено несколько контрактов для позиционирования рекламных продуктов. Одни из них - очевидны ("Пепси", "Тексако", "Тойота"), а другие - нет. Компания "California Raisin", изготовитель изюма, заплатила 50'000 долларов за то, чтобы их продукт появился в фильме. Но для изюма не было места в сценарии, кроме того, по словам Боба Гейла, "на кинопленке изюм выглядит как кучка дерьма". Поэтому логотип компании нарисовали на скамейке, на которой в конце фильма спит бомж Рэд. Фирма запротестовала - и ей вернули гонорар.
Криспин Гловер, игравший Джорджа МакФлая, отца Марти, на самом деле на три года младше Майкла Джей Фокса.
В 1985 году Док Браун живет в гараже своей виллы из 1955 года.
Сам же дом сгорел! В начале фильма это можно прочесть на вырезках из газеты, висящих на стене. Кроме того, там же написано, что он продал свою землю девелоперам - поэтому в 1985 году рядом с домом Брауна стоит ресторан Burger King.
На номере автомобиля, мимо которого Марти и Дженнифер проходят после прослушивания, написано «FOR MARY» - в честь Мэри Рэдфорд, ассистентки режиссера второй съемочной группы, Фрэнка Маршалла. Все сцены 1985 года на площади перед зданием суда были отсняты к концу съемок. Сначала кулисы города были созданы в ярких тонах для 1955 года, а потом «состарены» и ободраны для 1985 года.
Многие лавки, существовавшие в 1955 году, закрыты в 1985.
На скамейке, на которой сидят Марти и Дженнифер, красуется логотип ювелирного магазина «Zales», который теперь находится в торговом центре «Две елки».
В 1955 году этот магазин расположен еще на главной площади!
В начале первой части карниз перед циферблатом часов на здании суда цел, так как Марти еще не изменил прошлое. После того, как Док оступается и обрушивает часть карниза в конце фильма (в 1955 году), этого куска недостает и в 1985 году.
И в 2015 году его тоже нет! Дженнифер записывает свой телефон на листовку о восстановлении часов. Ее номер – 555-4823. В американских фильмах все номера телефонов начинаются на 555, чтобы на них никто не звонил реально, так как этого кода в США не существует. Когда «Назад в Будущее» вышел в кино в Австралии, Майклу Джей Фоксу пришлось сняться в телевизионном ролике для австралийского телевидения и предупредить общественность об опасности цепляния за автомобили на скейтборде.
Статуи львов, стоящие на въезде в район «Lyon Estate», созданы по образу и подобию таких же львов, украшающих Сент-Луис, родной город сценариста Боба Гейла.
Чтобы превратиться из 23-летней Ли Томпсон в 47-летнюю Лоррэйн МакФлай, ей приходилось проводить 3 часа в гримерной.
26 октября 1985 года в 1:20 ночи на стоянке торгового центра Пуэнте Хиллз Молл, где был отснят торговый центр «Две Елки», собралась масса фанатов, чтобы посмотреть, не случится ли там чего. Фильм вышел в США в июне 1985 года, поэтому показанные в фильме события 1985 года еще только предстояли... В процессе сценария концепция машины времени многократно менялась. Сначала это был лазерный прибор размером с комнату. Затем машина времени стала выглядеть, как холодильник.
Роберт Земекис рассказал в интервью, что этот концепт отбросили, опасаясь, что маленькие дети будут забираться в холодильник и пострадают при этом.
Была еще одна идея - для возвращения в 1985 год ДеЛореан нужно было довезти до полигона для испытания атомных бомб. Сохранился даже вариант сценария с этой идеей.
В фильме используется модель ДеЛореана 1981 года с шестью цилиндрами.
На ДВД его неправильно обозначают четырехцилиндровиком.
Крышка на атомном реакторе на корме ДеЛореана – на самом деле колпак колеса автомобиля «Додж Полярис». На ДеЛореане в фильме шкала спидометра доходит до 95 миль в час. Но на реальных спидометрах ДеЛореанов до включительно 1985 года шкала достигала всего 85 миль! Недостаточно для путешествия во времени.
Цвета дисплея установки времени в машине времени (красный, зеленый, желтый) – отсылка к фильму «Машина времени» 1960го года, где использовались лампы тех же цветов.
Актер Криспин Гловер (отец Марти) не вернулся во второй части фильма.
Ходят слухи, что он запросил крупную сумму за игру в продолжении, но сам актер сказал, что его не устроила концовка. Из-за его отказа роль отца Марти была существенно урезана, а в те моменты, когда героя все-таки показывали, в кадре был актер в маске Гловера. За это Гловер отсудил у студии практически ту сумму, которую запрашивал за роль, а Гильдия сценаристов с тех пор запрещает использовать лицо любого актера без его согласия. Док Браун всегда носит несколько наручных часов.
Это особенно хорошо видно, когда он объясняет Марти, как работает машина времени. Эта привычка у него остается надолго. Чтобы путешествовать во времени, нужно достичь скорости в 88 миль в час. Цифра 8, повернутая на 90°, означает в математике «бесконечность». Тем не менее, Боб Гейл сказал в интервью, что число 88 выбрано произвольно – оно просто хорошо звучит. В фильме Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» Голди Хоун говорит, что 26 октября 1985 года она выпила эликсир вечной юности. Это – дата первого путешествия во времени. Дата, в которую Марти отправляется во времени – 5 ноября. Именно этот день – цель путешествия во времени в фильмах «Time After Time» (1979) и «Timerider: The Adventures of Lyle Swann» (1982).
Кроме того 5 ноября – день рождения отца автора сценария Боба Гейла.
Кроме того, именно отец невольно подкинул сюжет фильма Бобу Гейлу.
Когда Боб рассматривал старый школьный альбом отца, он задался мыслью, были бы они друзьями, если бы ходили в школу в одно время.
Так родилась идея о подростке, который сталкивается со своими родителями-сверстниками. Еще же дата выбрана по той причине, что в американских школах балы, как правило, состоятся в ноябре. Сына старика Пибоди, проживавшего на месте торгового центра, зовут Шерман. Шерманом звали мальчика из мультфильма «Приключения Рори и Бульвинкля», который путешествовал во времени со своей собакой.
Собаку звали Мистер Пибоди. Фиктивный комикс «Истории из космоса» (Tales from Space) появлялся минимум дважды в сериале «Оливер Бин».
В сценарии не было написано, что Марти будет стукаться головой о дверь ДеЛореана. Эта идея появилась во время съемок, когда механизм дверей изрядно износился, и дверь открывалась недостаточно быстро. По книге, опубликованной параллельно с фильмом, Марти прячет ДеЛореан в гараже недостроенного дома своих родителей в Lyon Estates. Но бюджет не позволял создать целую улицу в недостроенном виде – и поэтому в фильме Марти прячет машину за рекламным щитом.
В 1955 году в кино идут, помимо фильма с Рональдом Рейганом, еще два фильма: "This Boy’s Life" (рабочее название фильма Спилберга «E.T. – инопланетянин») и "Watch The Skies" (рабочее название фильма Спилберга «Близкие контакты третьей степени»). Эти же фильмы идут в кино в фильме «Гремлины», который также продюсировал Стивен Спилберг. Кстати, сами «Гремлины» снимались на кулисах главной площади из «Назад в будущее». Колокол на башне здания суда играет ту же мелодию, что и часы в фильме «Машина времени» 1960 года по роману Герберта Уэллса. Кроме того, это мелодия колоколов лондонского Биг Бена.
Мэра «Голди» Уилсона прозвали так из-за его золотого зуба.
У Лоррэйн есть брат и сестра. Брата Милтона играет Джейсон Херви, который позже снимался в роли брата главного героя в сериале «Чудесные годы».
Сестру Салли играет Майя Брютон, позже игравшая сестру главного героя в телесериале «Паркер Льюис». Таким образом они продолжили традицию играть брата/сестру главного героя. Марка «Кэлвин Кляйн» была достаточно малоизвестной в Европе в 1985 году. Поэтому в итальянском дубляже Марти в 1955 году называют «Леви Штраусс». Во французском дубляже его зовут «Пьер Карден»...
В Италии телевидение было государственным, и понятия «Rerun» (повторный показ) в этом языке не существовало. Поэтому в итальянском дубляже Марти видел телевизионное шоу «на видео». В русском переводе он его видел «в записи».
На футболке Линды МакФлай стоит надпись «Класс ’84 года».
Майкл Джей Фокс снимался в 1982 году в фильме с таким названием.
В лаборатории Дока висят портреты четырех знаменитых ученых: Исаак Ньютон, один из первых физиков современности; Бенджамин Франклин, открывший электричество посредством удара молнии; Томас Эдисон, изобретатель современных электростанций; и Альберт Эйнштейн, открывший теорию относительности.
Современная физика, удар молнии, добыча электроэнергии и путешествия во времени – ключ к сюжету фильма. Вторая часть фильма предсказала появление следующих изобретений: умные часы, умные очки, планшеты, безналичная оплата такси, плоские телевизоры и умные дома. Школа Хилл Вэлли на самом деле находится в городе Уайттир в Калифорнии. В этой школе учился бывший президент США Ричард Никсон.
Когда Майкл Джей Фокс снимался в «Назад в будущее», он все еще был связан контрактом с сериалом «Семейные узы». Поэтому днем он снимался в сериале, а по ночам ездил на съемки фильма. Поэтому первым делом были отсняты ночные сцены (стоянка у торгового центра, возвращение в 1985 год и т.д.).
Дневные съемки проходили по выходным. В титрах первой части написано, что песню «Johnny B. Goode» исполняет Марти МакФлай. На самом деле ее исполнял Марк Кэмпбел, а гитарное соло играл Тим Мэй. В одной из старых версий сценария Марти со своим рок-н-роллом вызвал на школьном балу массовые беспорядки.
Чтобы их погасить, приезжает отряд полиции. Кроме того, в той версии сценария Док добывает секретную составную часть Кока-колы. И когда они возвращаются в 1985, все машины выглядят, как в 50-х годах – но способны летать...
Отчасти следы этой концепции можно увидеть во второй части, в рекламном ролике Голди Уилсона III-го. Фары ДеЛореана мигают по азбуке Морзе: три точки, три тире, три точки: SOS! Состав оркестра Алана Сильвестри для записи музыки к «Назад в будущее» был в то время самым большим, из когда-либо, собранных для записи музыки к фильму. Второе имя Дока – Латроп (Lathrop) – при прочтении задом наперед превращается в «Портал». Конец первой части задумывался, как шутка.
В то время никто серьезно не думал о продолжении, иначе бы в машину времени не стали сажать Дженнифер. Из-за трудностей сценаристов вставить ее в сюжет, Дженнифер усыпили в самом начале путешествия в 2015 год... Вторая и третья часть были задуманы одним фильмом под рабочим названием «Парадокс». Но реализация была бы слишком дорогостоящей. Однако вариант сценария «Парадокса» сохранился.
Вторую и третью часть фильма снимали через 4 и 5 лет после первой, соответственно. За это время Майкл Дж. Фокс уже разучился кататься на скейтборде.
«Россия, то есть Советский Союз, был тогда еще коммунистическим, но, тем не менее, все в России уже видели "Назад в будущее" на пиратских видеокассетах. Это был единственный раз, когда мы были рады существованию пиратских кассет» - Боб Гейл, автор сценария.
Знаменитые кроссовки Nike с самозашнуровывающимися шнурками все-таки появились.
Правда, стоят они запредельных денег, но есть надежда, что однажды выйдет дешевая, массовая версия. У Дока Брауна есть телевизор в доме и еще один в гараже.
Раз у него в 1955 году два телевизора, напрашивается вывод: Док богат.
Пес Коперник из первой части не мог сниматься в третьей.
На его роль взяли другого, похожего, пса. Но он был чуть темнее, поэтому шерсть ему покрасили в светлый цвет. То же самое относится к Эйнштейну.
Пес из первой части, по имени Тигр, не был доступен.
Поэтому в продолжениях его роль играл пес Фредди.
Он настолько хорошо вписался, что ему дали роль Эйнштейна в аттракционе студии Юниверсал «Back to the Future: The Ride». В 1991 году вышел мультсериал «Назад в будущее», который продлился один сезон. Из оригинальных актеров участвовали Томас Уилсон (Бифф) и Мэри Стинберджен (Клара).
Дока Брауна озвучивал Дэн Кастелланета, актер, известный как голос Гомера Симпсона! В аттракционе молодой Бифф из 1955 года похищает машину времени, и Док Браун вместе с посетителями аттракциона отправляется за ним в погоню сквозь время.
Этот аттракцион работает во всех трех студиях Юниверсал: в Голливуде (Калифорния), Орландо (Флорида) и Осаке (Япония). Вместо машины времени должна была быть автомойка. По крайней мере, это должно было быть что-то недвижимое.
«На самом деле это было довольно массивное строение со сложной структурой, похожее на автомойку», — вспоминает Стивен Спилберг о первом варианте сценария; «Когда Роберт Земекис и Боб Гейл пришли к мысли о DeLorean, четырехколесной машине времени, это дало еще больше простора для воплощения наших творческих задумок». Марти Макфлай должен был покончить жизнь самоубийством.
Сценаристы почти утвердили такой исход событий.
«Он был настолько подавлен тем, как несправедлива к нему жизнь, что собирался покончить жизнь самоубийством»— говорит Боб Гейл.
«Тогда мы не рассчитывали на трилогию и искали максимально емкое завершение сценария. В конце концов, мы решили, что не можем утвердить персонажа, который хотел бы покончить с собой».Создатели «Индиана Джонс» вдохновлялись фильмом «Назад в будущее». «Мы с самого начала отталкивались от идеи, что машина времени будет работать на ядерном реакторе. Мы хотели, чтобы Док Браун был одним из тех, кто трудился над Манхэттенским проектом (Кодовое название программы США по разработке ядерного оружия). Думаю, Стивен Спилберг, планируя знаменитую сцену „полета в холодильнике“ в фильме „Индиана Джонс IV: Королевство хрустального черепа“, вдохновлялся именно нашими ранними зарисовками», — рассказывает Боб Гейл. Пес Дока Брауна «Эйнштейн» изначально был шимпанзе. Сценарий переписали после того, как глава студии Сид Шейнберг, написал Земекису и Гейлу записку, в которой предложил использовать персонажа-собаку. Он написал: «Я провел исследование. Нет ни одного фильма с шимпанзе, который бы окупился в прокате». Гейл парировал: «Как насчет «Победить любой ценой“ и «Как только сможешь“ с Клинтом Иствудом, Сид?».
Сид язвительно ответил: «Это был орангутанг».
Фильм чуть было не закрыли по обвинению в жестоком обращении с животными.
Просто потому, что зрители, присутствовавшие на предварительном просмотре, не знали, чего ожидать от лихо закрученного сценария. Во время показа в Сан-Хосе, аудитория громко ахнула, когда Док Браун отправил Эйнштейна на одну минуту в будущее. Они решили, что тем самым он убил любимую собаку.
Позже сценарий немного изменили и добавили туда благополучное возвращение Эйнштейна. Фильм получал и отрицальные отзывы кинокритиков.
Боб Гейл помнит, как критик Дэвид Шихан ругал картину после того, как увидел ее в кинотеатре. «Масс-медиа недоумевали: „Дэвид, ты что, с ума сошел? Если ни это лучший фильм, то что тебе вообще нужно от кино? Ты должен пересмотреть НВБ еще раз. Под таким давлением он сделал то, чего никогда не делал раньше: сделал второй обзор. И второй обзор был хуже, чем первый“, — вспоминает Гейл.
Действие «Назад в будущее II» должно было разворачиваться в 1960-х.
В ранних зарисовках, Боб Гейл видел продолжение несколько иначе.
Джордж Макфлай занимался научной деятельностью на посту профессора колледжа, а Лоррейн воспитывала ребенка, все это происходило на фоне бунтующих 60-х.
Как только начались съемки второго фильма, появилась идея о трилогии.
В эпоху съемок «Назад в будущее» появилась мода разбивать фильмы на несколько частей, но снимать дилогию считалось дурным тоном.
В среде режиссеров существовал негласный закон: либо умещаешь законченную историю в одном фильме, либо снимаешь трилогию. Гейл и Земекис поняли, что история, которую они хотели бы рассказать, нуждается в третьем фильме.
Когда они спросили разрешения на съемки главу Universal Сида Шейнберга, он ответил: „Либо это самая грандиозная идея, либо самая безумная. Давайте сделаем это!“. Они никогда не снимут «Назад в будущее IV». На вопрос о четвертой части Роберт Земекис ответил весьма импульсивно: «Ее не будет! Мы создали из трилогии законченный драматический номер. Это был спектакль из трех актов. Четыре — это много. Четыре — это скучно».
Док и Марти произносят «гигаватт», как «джиговатт».
Дело в том, что Роберт Земекис посетил семинар по физике и неправильно расслышал данное слово. Демонстрируя Марти машину времени, Док называет разные исторические даты, в любую из которых он мог бы отправиться, в том числе и 25 декабря нулевого года — Рождество Христово. Но в используемой во всём мире системе отсчёта времени нет нулевого года: до первого года нашей эры был первый год до нашей эры.
Однако, для устройства набора даты нулевой год действительно есть.
Видеокамера Дока — JVC GR-C1 — одна из первых в формате VHS-С.
Возникает сомнение — могла ли она быть совместима с телевизором в 1955 году.
Известная советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» американскому зрителю известна под названием «Иван Васильевич: Назад в будущее».
Фильм настолько понравился Рональду Рейгану, что он включил ссылку на фильм Земекиса в своё обращение к нации в 1986 году: «И как было сказано в „Назад в будущее“: Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны!».
Его также приглашали на роль мэра, который открывает празднество в Хилл Вэлли, но он не смог участвовать в съемках. Рейгану очень нравилась трилогия «Назад в будущее», а когда он впервые увидел сцену из первой серии – «Кто у вас президент в 1985?» - «Рональд Рейган!» - «Актер?!» - он так смеялся, что попросил киномеханика перемотать пленку, чтобы посмотреть эту сцену еще раз.
Дело в том, что сам Рейган изначально строил карьеру актера, и снялся в множестве фильмов 30-60-х годов, и уже после начал свою политическую карьеру.
В сцене испытания машины времени, от неё отваливается номерной знак, на котором написано «OUT A TIME» (вне времени). До конца первой части, Делориан ездит без номера, и только после возвращения из 2015 года, на нём появляется штрих-кодовый номер. Многие кандидатки на роль Дженнифер, были отвергнуты по причине высокого роста, все они были выше Майкла Джея Фокса, рост которого 164 см.
Эпизоды были отсняты без применения компьютерных спецэффектов, кадры просто накладывались один на другой. Кристофер Ллойд создавал образ своего персонажа — Дока, основываясь на манерах поведения физика Альберта Эйнштейна и дирижера Леопольда Стоковски.
Съёмки второй и третьей частей фильма велись одновременно.
Для создания ленты прибегали ко многим хитростям, в том числе и к дешевым эффектам. Для изображения инея у машины, которая только что вернулась из путешествия во времени, использовали азот. По сути автомобиль буквально замораживали.
А огненные следы, оставленные DeLorean, было решено сделать обычным разлитым топливом, которое вручную поджигали.
На начальных стадиях съемок планировалось сделать эффекты с растягивающейся и сжимающейся машиной, но в итоге отказались из-за дороговизны.
Современным кинозрителям наверно будет сложно в это поверить, но во всей картине было использовано лишь 32 визуальных эффекта, которыми занималась компания ILM. Для сравнения, в «Мстителях» 2 200 визуальных эффектов, в «Стражах галактики» 2 750. Да, было время, когда мейнстримное голливудское кино могло выехать исключительно на сюжете и актерах, а не на картинке. Бюджет: 19 000 000 $.
Успех был поразительный. В одной только Америке фильм собрал 210 миллионов (вдвое больше самых смелых ожиданий), а мировой прокат принес аж 380 миллионов долларов. Это был мегахит планетарного масштаба, и самый кассовый фильм мира в 1985 году.