Рефлексия — это наблюдение за мыслями, эмоциями, состояниями. сопоставление этих состояний с объектами и событиями. Анализ этого материала и выработка отношения к себе, к окружающим, и вообще к жизни в самом широком смысле, что определяет какие решения мы принимаем и как действуем в тех или иных ситуациях. В окончательном итоге именно это определяет чувствуем мы себя счастливыми или нет.
Существует два термина рефлексия, когда этот процесс направлен на других людей, и саморефлексия, когда этот процесс направлен на себя. Но я везде буду пользоваться словом рефлексия, потому что наблюдение за собой и окружающим миром тесно переплетены, из контекста всегда очевидно, о чем идет речь, и слово рефлексия просто удобнее.
Каждый человек рефлексирует, называет он это так или нет. Но глубина и эффективность этого процесса могут существенно отличаться. В ходе социальной адаптации мы обучаемся этому процессу в основном интуитивно. Мало кому родители, учителя в школе или сверстники рассказывают про рефлексию так, как мы говорим об этом сейчас. В основном нам на все дают готовые ответы и обозначают социальные рамки. И только самые мудрые из родителей и учителей дают нам установки на самостоятельный анализ того, что происходит в нашей жизни. Так или иначе к 25-30 годам, когда у нас полноценно сформированы мозг, психика и личность, если не прикладывать целенаправленных усилий, то процесс рефлексии идет в сформированном, привычном режиме и почти не меняется. Но есть интересный нюанс, с рождения и до 25, когда мы только обучались этому процессу, мы уже попадали в трудные, конфликтные ситуации, в которых мы не знали, что делать. Нам подсказывали старшие, и насколько толковые советы они давали и насколько мы хорошо понимали и делали то, что нам сообщали - это большой вопрос. Также мы самостоятельно приходили к каким-то выводам. Но опять-таки, чем младше мы были, тем более примитивным был наш анализ и тем менее точными были наши выводы и решения. Однако все это формирует нашу психику, наши автоматические реакции на то, что происходит с нами.
Так вот в 25-30 лет максимально полезно, целенаправленно уделить этому процессу внимание. Направить фокус на свои эмоции, чувства, ощущения в теле, в каких состояниях я нахожусь большую часть времени, с каким настроением я принимаю решения, и в итоге доволен ли я своей жизнью, счастлив ли я прямо сейчас. Есть ли у меня планы на будущее.
Если при ответе на эти вопросы есть затруднения: либо все сливается в одну сплошную неразбериху, либо у нас по многим вопросам словно 50/50, состояние растерянности, неопределенности, вроде да, а вроде нет, не знаю. При мысли о будущем какой-то призрачный тревожный мираж.
Это все результат прошлой жизни и тех выводов, к которым мы ранее приходили.
Поэтому жизненно необходимо обратиться к своему прошлому от момента, когда вы себя впервые помните и до настоящего и хотя бы пройти по самым ярким событиям, по самым значимым людям, родным, друзьям, учителям, противоположному полу. Особенно по негативным, по конфликтным ситуациям и вспомнить, что там происходило, какие были участники, как я себя почувствовал в той ситуации, как я действовал и к каким выводам я пришел, как бы я поступил на данный момент, если бы я со своим жизненным опытом оказался сейчас в той ситуации и какой новый вывод или способ реагирования я могу в дальнейшем применять в подобных ситуациях.
Пример:
Допустим ребенок в 2-2.5 года рисует что-то на бумаге. Родители его хвалят, тискают, поощряют на дальнейшее творчество. Ребенок может сделать вывод, что если я нарисую большую картину, то родители будут еще более счастливыми и еще больше будут любить меня и уделять мне внимания. Ясное дело словами это так точно ребенок себе не описывает, но смысл примерно такой.
Далее ребенок рисует большую картину на обоях, дорогой мебели или дверях, полагая, что вызовет безмерный восторг у родителей, внимание, похвалу, тепло, обнимашки и так далее.
Ну а родители в зависимости от тяжести их собственного состояния вместо похвалы могут как минимум холодно встретить такую красоту, могут начать с криком и оскорблениями 2 летнему ребенку объяснять что так нельзя, это порча имущества, что они так старались, тратили силы, деньги, здоровье, а самые ебобо могут даже рукоприкладством заняться.
И вот ребенку надо как-то отрефлексировать эту ситуацию. У него происходит адская шоковая растерянность. Потому что вообще ничего непонятно. Его двухлетний интеллект, детская психика не в состоянии осознать эту ситуацию со всеми ее социально-бытовыми причинно-следственными связями. И может быть сделан какой-то некорректный вывод, что рисовать больше нельзя иначе я получу отвержение от родителей. Что я какой-то неправильный, никчемный. Что родители меня не любят. При чем это все может быть просто на уровне ощущений. То есть ребенок еще не владеет речью настолько, чтобы хотя бы такими словами это описать. Но даже эти ощущения уже фиксируются в памяти.
Поэтому во взрослом состоянии очень важно и полезно повспоминать какие-то негативные, конфликтные ситуации и заново их разобрать с учетом нынешнего опыта. Понять, что никто ни в чем не виноват. Посмотреть на ситуацию глазами всех участников конфликта. Осознать кто и почему действовал так как действовал. Вынести из ситуации мудрость и жить дальше.
Многие ситуации мы, итак, прокручиваем, анализируем, и как-то по-новому на них смотрим. иначе бы мы вообще не развивались. Но есть ситуации, которые по-прежнему вызывают боль, неприятные чувства и ощущения.
Не стоит задача вспомнить все ситуации. Погрузиться в родовую память до 7 колена или в утробное состояние. Тут правило Парето работает отменно. Что это значит? Достаточно разобрать только те ситуации и тех людей, которые всплывают в памяти без чрезмерных усилий. Даже если вы разберете 5-10-15 ситуаций, по настоящему, искренне туда погрузитесь, то это будут те самые 20 процентов усилий, которые дадут 80 процентов результата.
Такая практика существенно повысит качество вашей рефлексии и как следствие это улучшит ваше состояние и постепенно обстоятельства вашей жизни начнут преображаться.