Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Как мотивировать трудящихся, которым мало платят и от которых много требуют?

Дочка, студентка лингвистического университета, нашла подработку – синхронный перевод для коуча-американки. Было это несколько лет назад, когда такие тренеры несли российским предпринимателям основы ведения цивилизованного бизнеса.

Это было очень модно, «в тренде»: коуч – консультант, который помогает ставить цели и добиваться их, определять приоритеты для развития, учит продвигаться в карьере и разбираться с возникающими сложностями.

Эта дама-коуч читала теорию о системе мотиваций Герцберга. Для того, чтобы ориентироваться в лексике, в специфических терминах, не допускать «ляпов» в использовании профессионализмов, дочка села за саму теоретическую часть этого гиганта буржуазного управления, благо можно найти английские книги и их российские версии.

Бизнес-тренер
Бизнес-тренер

Поясню, в чём необходимость погружения в специфику лексики профессионалов: сами переводчики с удовольствием рассказывают молодым коллегам старую байку о том, как советский ансамбль песни и пляски выступал в Париже, французы подсуетились и выпустили перевод песен, которые исполнял ансамбль, и когда на сцене звучали лирическое: «Ах, вы, сени, мои сени, сени новые, кленовые, решетчатые», – слушатели читали в программках: «Вестибюль, мой вестибюль, окружённый декоративной решёткой!»

Итак, в чём основная суть открытий Герцберга?

Фредерик Ирвинг Герцберг (1923-2000) – американский психолог, ставший известным после того, как публикация в «Harvard Business Review» «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?» стала самой востребованной среди материалов этого популярного журнала, потом разошлась тиражом почти в 1,5 миллионов экземпляров, стала одной из самых востребованных в сфере управления бизнесом и базой для многочисленных исследований.

Нужно отметить, что в бизнесе до исследований Герцберга главное место занимал тезис Г. Форда (создателя принципа конвейерной сборки), который считал, что работникам требуется лишь высокая зарплаты, способная обеспечить им уровень жизни, недостижимый для предшествующих поколений. Для Америки конца ХIХ в. и для России ХХ–ХХI вв. это верно: поставить деревенского мужика к конвейеру, обучить его одному специфическому виду деятельности (помните героя Чарли Чаплина, постоянно закручивающего всё, что попадалось на пути – так был вбит навык!), но платить за это такие деньги, которые и не снились крестьянину (фермеру), очень часто едва удерживающемуся на уровне «вот-вот ещё немного, и голод» – конечно, это был прорыв! Отсюда следовал вывод: плати побольше – и работник будет делать всё, что нужно предпринимателю (государству).

Идея Тейлора-Форда в действии
Идея Тейлора-Форда в действии

Теоретически эту систему обосновал Ф. Тейлор, который, рассматривая производство, утверждал, что работник всегда стремиться выполнять допустимый минимум работы, чтобы получить установленную денежную плату (то есть рабочий, или клерк, или подёнщик) за свои 20 долларов выпустит 150 деталей, или перепишет, завизирует и отправит 50 бумажек, или вспашет 3 акра земли, а качество его не волнует (если не наказали), и больше его ничего не беспокоит.

И вдруг в этом вполне благополучном западном обществе возникают острейшие проблемы. Можно обвинять афффтарка в отсутствии патриотизма, но советское благополучие спокойных 70-х годов было совершенно убогим по сравнению с уровнем жизни не только США, но и Европы: телевизор «Горизонт» и 2 программы вещания, холодильник «Саратов», трёхкомнатная квартира после 10-15 лет стояния в очереди и автомобиль «Москвич» как верх благополучия! Напомню, что в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» о детстве в провинциальном городке Гринтаун в 1928 г., как раз накануне «Великой депрессии», герои достают продукты из холодильника, есть на кухне электроплиты, а сёстры-пенсионерки покупают электромобильчик, чтобы ездить в магазины. Про СССР 30-х годов по понятным причинам не будем говорить.

И это американское благополучие вдруг рушится: рабочие прогуливают, сознательно допускают брак, похожий на саботаж, растёт выпуск некачественной продукции, алкоголизм ломает производство, а дальше появляются хиппи, отвергающие ЭТО общество под лозунгом, который повторил в своей «Лимонке» Э. Лимонов: «Работай, потребляй, сдохни!»

Во Франции студенты в 1968 г. бросили лозунг, отвергающий систему ценностей буржуазного общества: «Метро, работа, сон!» – что передаёт неприятие общества, которое обеспечивает благосостояние, но при этом ни во что не ставит тех, кто его обслуживает.

Нужны были реформы, которые затрагивали бы интересы работников, но не уменьшали уровень производства.

Герцберг разработал двухфакторную теорию потребностей, в которой выделяет гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы, которые он ещё называл факторами здоровья, заключаются в том, что окружает работника в сфере его ежедневного труда: размер оплаты, условия труда, межличностные отношения с коллегами на работе, характер контроля со стороны непосредственного начальника, политика фирмы и отношение администрации к каждому работнику.

Мотиваторы, то есть то, что побуждает человека к определённому поведению, – этофакторы, проистекающие из сущности самой работы. Это успех и продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности творческого и делового роста, различные формы поощрения со стороны начальства и т.д.

Неудовлетворённость гигиеническими факторами ведёт к желанию сменить работу. Или, как вариант, систематическая работа кое-как – об этом говорит знаменитый советский лозунг: «Они считают, что нам хорошо платят – мы считаем, что хорошо работаем!» Позже это стало фольклором:

Летела лопата – упала в болото.

Какая зарплата – такая работа!

Отсутствие мотиваторов при качественных гигиенических факторах не всегда ведёт к неудовлетворённости работой, но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.

Вывод, который сделал Герцберг: чтобы мотивировать персонал, руководитель должен обеспечить наличие гигиенических и тщательно определить мотивирующие факторы, а также устранять факторы, вызывающие неудовлетворенность.

После первой части деятельности коуча в переводе студентки, смело оперировавшей профессиональными терминами, был объявлен «кофе-брейк».

На перерыве не молчали, лектор был весьма доволен беглым переводом, а студентка задала вопрос: как ей читается тут, в России, и там, в Американских и европейских аудиториях.

И коуч подвёл итоги:

– Теория одна и та же. Только у вас на семинар приходят совсем за другим. В Европе персонал имеет хорошую зарплату, чистое, безопасное рабочее место, в любом конфликте сначала вступится профсоюз, потом суд. Поэтому их менеджеры ищут истинные мотиваторы, чтобы повысить результат.

– А руководители из СНГ спрашивают: «Как платить маленькую зарплату в грязных, порой даже опасных местах, где единственным признаком цивилизации являются кулер и принтер, и при этом чтоб персонал хорошо работал?