Найти тему

Как понять запрос клиента? Формулирование запроса как ключ к успешной терапии

1. Ошибки терапевтов. Потеря цели терапии.

Не сформулировав запрос до конца терапевты берут размазанный запрос и потом теряются в историях. А истории клиента бесконечны. Потеряв цель, в истории можно обсуждать любые отношения, казусы и проблемы. В каждом слайде можно посмотреть все.

Ключевой вопрос, который необходимо держать при постановке запроса: "что мы должны посмотреть в слайде?".

Теряя цель, запрос - вы просто делаете не ту работу. Человек получает возможно очень много работы, но это не помогает ему решить то, с чем он пришел. Задача - решить вопрос, а не пилить все, что вы видите.

2. Почему клиент не хочет решать другие проблемы?

Чем дольше вы живете, чем больше работаете, тем больше будете видеть проблем у людей. Но это не значит, что клиент сейчас хочет это решать!

Проблемы человека - очень выгодная структура. Это ресурс, способ адаптации, власти, манипуляции, взаимодействия с миром. И он просто так от этого не отказывается.

Многие клиенты после работы чувствуют опустошенность и потерянность, потому что они потеряли модель, с помощью которой взаимодействовали со всеми людьми, с окружением. А теперь этого нет... И как тогда жить? Они становятся младенцами в способах взаимоотношения с людьми. Они должны выработать новый способ, они должны адаптироваться, исходя из новой структуры личности.

Поэтому мы не должны пилить все, что мы видим.

3. Когда можно дать то, что клиент не просил?

Добровольное желание пилить все что мы видим - это когда мы сделали работу, достигли цели и у вас есть время предложить клиенту посмотреть ещё что-то, убрать.

Первична цель, достижение цели в работе. И потом, если есть ресурсы и время, вы можете сделать больше, чем просил клиент, превзойдя его ожидания. Это хорошая манера давать больше, чем люди ожидают и за что они платят - называется обмен с превышением. Но превышение надо давать тогда, когда обмен завершен, а не в процессе обмена.

Потому что сам клиент не до конца осознает, что происходит в терапии. Он смотрит в свое бессознательное и попадает в трансовое состояние. И он очень плохо понимает, что же происходит на самом деле с ним. О чем была работа? Какие смыслы? Ему тяжело вспомнить свою работу. Если вы внутри работы начинаете делать что-то дополнительно, клиент вообще не понимает, что с ним было, и уходит в замешательстве.

Сначала нужно достигать цели! Важна цель запроса. Запрос клиента не сам по себе цель, но цель - подытог, формулировка - о чем мы договорились.

4. Как сформулировать запрос?

Этому невозможно научить. Это можно понять только через практику. Но проблема не в технике взятия запроса, а в том, что ты не можешь слышать ничего другого отличного от того, как ты смотришь на жизнь. Отсутствие развитого мировоззрения не дает точности в определении запроса. Нет понимания модели жизни.

Наша жизнь состоит из моделей. Мы, проживая модели, проговариваем запросы, из запросов формулируем цели. Если человек осознан, он модель воплощает. Если не осознан, то модель внутри него движется, он обсуждает это как проблему и вы формируете цель.

Но проблема в том, что, зачастую, объяснение модели не совпадает с самой моделью. Важно при формулировке запроса ответить на вопрос - "Как это устроено?", "В какой модели он находится?" (попытка описать модели в методичке - 12 рецептов. Но это схемы, отражающие модели).

Важно понять модели жизни. Все модели жизни невозможно описать. Человечество давно этим занимается. Это называется нарративы, сказки, мифы, архетипы. Поэтому чтение классической русской литературы позволяет обретать гигантский объем моделей. Все модели описаны в романах. Начитанность позволяет осознать модель, но не гарантирует осознанность модели. Можно быть начитанным, но не соображать то, о чем я читаю. Смотрим в книгу - видим фигу.

Удачи в постижении искусства понимания запроса!

Продолжение здесь.

Текст написан со слов Евгения Теребенина