Чтобы продавать без штрафов, уголовной или административной ответственности, обязательно нужно знать правила и законы!
Да, да, знаю! Ты думаешь — я пока маленький, за мной не придут, меня проверять не будут.
Но ты ошибаешься — любой твой недовольный клиент или подписчик может пожаловаться в Роспотребнадзор за нарушение прав потребителя, а в ФАС или Роскомнадзор за то, что ты не маркируешь рекламу.
И госорганы обязаны будут прийти к тебе с проверкой. А уж если они придут, то найдут все нарушения.
Сейчас за нарушения в онлайн-бизнесе штрафуют по-крупному. Один не промаркированный пост обойдётся в 100-200 тыс. руб. Нарушение закона о защите персональных данных — до 700 тыс. руб.
А если нарушений несколько, штраф может набежать на очень большую сумму. Поэтому, читай внимательно и применяй!
Каждый эксперт или предприниматель для продажи своих услуг и инфопродуктов онлайн должен:
1. Выбрать форму деятельности и систему налогообложения. «Самозанятость», ИП, ООО.
Обязательно проконсультируйся с юристом, чтобы выбрать ту форму и ту систему налогообложения, которая тебе подойдет, чтобы не платить лишних налогов и взносов и не сдавать лишней отчетности.
Поверь, это совсем не сложно и не дорого! Но как только ты легализуешь свое дело и начнешь относиться к нему как к бизнесу, точно также станут относится к нему твои клиенты!
И еще одна мотивация, если не выдал клиенту чек — может прилететь штраф 20% от суммы, которую ты получил от клиента. Если не выдал два чека — штраф 100% от этой суммы. А налог на самозанятость от 4 до 6 %! Считай, что выгоднее!
2. Соблюдать закон о защите персональных данных (ПДН). Любой сбор ПДН — на сайте, через чат-бот, в переписке — требует политики обработки персональных данных и согласия на обработку ПДН. Не забудь и про согласие на использование изображения для размещения фото или видео отзывов.
3. Договор на оказание услуг.
Если клиент покупает у тебя услуги через кнопку на сайте, в таплинке или чат-боте — нужна оферта. Если оплата на карту, то договор в любом случае нужен.
Грамотный договор, во-первых, защитит тебя от необоснованных возвратов и претензий клиентов, в-вторых, от штрафов за нарушение прав потребителя, ведь мы обязаны довести до потребителя всю информацию об услугах. Кроме того, договор защитит твою интеллектуальную собственность — твой авторский метод работы или другие авторские материалы!
Пожалуйста, не используй чей-то договор с сайта. Он может тебе не подойти, а последствия могут быть плачевны.
Лучше один раз заплати юристу для подготовки договора под твою специфику
и используй его многократно и на всех площадках!
4. Маркировка и другие требования к рекламе.
Маркировать надо в том числе саморекламу и в том числе в запрещенной соцсети. Но можно и нужно научиться писать посты, сторис, рилсы так, чтобы не требовалась маркировка. Иначе ты замучаешься маркировать весь контент.
Да и направлять в госорганы сведения о всех твоих услугах и товарах ни к чему.
Обратить к юристу, узнай, что в твоём случае надо маркировать и как тебе легально вести контент без маркировки.
Помни, что к рекламе есть и другие требования — достоверность, добросовестность, ограничения и запреты. Здесь также выгоднее получить одну консультацию у юриста, чем платить штрафы.
За одно нарушение закона о рекламе штраф до 500 тыс. руб.
Анастасия Коваленко, руководитель и основатель юридической компании ЛЕГАЛ ВЭД, модератор сообщества "Код публичности" в Санкт-Петербурге