Все родители с трепетом следят за развитием своих детей, с нетерпением ожидая их первых слов. Когда говорят, что ребенок должен или не должен уметь произносить определенные звуки или слова в определенном возрасте, они опираются на общепринятую норму. Как правило, именно эта норма отражает, насколько развита речь ребенка и нуждается ли он в помощи логопеда.
· Первый этап активной речи начинается с года. В пассивном словаре малыша 10-20 слов. Он их понимает, может показать названный предмет или хотя бы посмотреть на него. В активном словаре около 5-10 коротких слов.
· В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Но в речи еще много ошибок, он проглатывает части слов и не все звуки выговаривает. Ребенок знает от 100 до 300 слов.
· В 3−4 года появляются свистящие и шипящие звуки, дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги. В активном словаре малыша уже около 1000 слов.
· В 5−6 лет появляются самые сложные звуки «Р» и «Л». Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
· К 7 годам ребенок выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, и использует в общении более 3000 слов.
Рекомендуемый возраст для визита к логопеду.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к этому возрасту малыш не заговорил, либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.
В онлайн-школе SpeechMe есть первичная бесплатная диагностика, на которую можно записаться на нашем сайте https://client.speechme.ru/
Поводы для обращения к логопеду:
· Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).
· Если у ребенка в возрасте 2-х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит.
· Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно.
· Если ребенок все понимает, а говорить не хочет.
· Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки.
· Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
· Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
При составлении оптимальной программы лечения специалисту важно знать определенные факторы, в том числе:
· как протекала беременность;
· как прошли роды;
· были ли осложнения, трудности в развитии в течение первого года жизни ребенка;
· есть ли отклонения в развитии моторики и так далее.
Также мама должна четко знать, были ли «гуление» и лепет у малыша, когда он сказал первое слово.
Впервые посетить логопеда рекомендуется, когда ребенку исполнится 1,5-2 года, даже если у вашего малыша нет проблем с речью.
Также важно посещать невролога, так как правильное развитие речи напрямую зависит от нормального функционирования центральной нервной системы.
Проблемы с речью могут появиться и на фоне общей задержки психомоторного развития. Ее основными проявлениями являются:
· неправильное восприятие цветов (ребенок в 3 - 4 года не различает цвета);
· не понимает и не выполняет просьбы;
· слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков;
· не откликается на свое имя.
В этом случае малышу потребуется помощь и наблюдение у невролога и логопеда одновременно.
Для логопедической коррекции применяются самые различные методы коррекции, индивидуально подобранные для каждого ребенка, среди них – массажно-постановочные зонды, дыхательная гимнастика, массаж органов артикуляции.
Запишитесь на бесплатную диагностику в SpeechMe уже сегодня! https://client.speechme.ru/