Сольвычегодск, или, как его называли в древности ,Соль- Вычегодская старинный город русского Севера, сохранивший до наших дней уникальные памятники древнерусской архитектуры и искусства.
в статье использованы фото В. Монина из набора открыток Сольвычегодск/ выпуска 1986 года.
В настоящее время дом купцов Пьянковых является памятником архитектуры федерального значения.
Среди небольших деревянных домиков, составляющих основную застройку тихих и зеленых улиц Сольвычегодска, выделяется крупное каменное здание усадебного типа — дом купцов Пьянковых, сооруженный в первой трети XIX века. Его архитектура носит типичный для позднего классицизма характер.
Здание имеет П-образную объемную композицию с основным двухэтажным корпусом и примыкающими к нему под прямым углом крупными боковыми крыльями в три этажа. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком с аркадой в первом этаже и фронтоном в завершении.
Дворец в стиле классицизма — явление для Севера вообще редкое, а для Архангельской области уникальное. Строительство дома началось в конце XVIII века и завершилось в 1810 году.
1 октября 1844 года дом был продан под городские присутственные места. На нижнем этаже центральной части здания разместились тюремный острог и уездное казначейство. На верхнем этаже — городническое правление, уездный суд, канцелярия уездного стряпчего, зал дворянского собрания.
Во флигелях размещались: в правом — квартира городничего и архив городнического правления; в левом — пожарный сарай, комнаты для сторожа, земский суд, архив уездного земского суда с комнатой для архивариуса; кухня и баня для тюремных арестантов.
В 1922 году в доме купцов Пьянковых разместился Дворец труда имени В. И. Ленина, куда вошли городской театр, народная библиотека, клуб профсоюзов и кинематограф. В левом крыле здания до 1926 года размещался уездный архив. Правое крыло занял музей. В 1930-е годы в доме Пьянковых разместился санаторий, а в 1941 — 1945 гг. — эвакогоспиталь № 2513.
На данный момент объект не действует.
В настоящее время входит в комплекс Сольвычегодского историко-художественного музея.
Введенский собор стоит на высоком подклете, с севера, запада и юга окружен крытой галереей и увенчан пятью большими восьмигранными барабанами с луковичными главками. Фасады собора щедро украшены белокаменными декоративными элементами: резными столбиками и колонками, портиками, наличниками окон, карнизами — а также цветными изразцами.
Внутри собора сохранился деревянный семиярусный иконостас, сделанный резчиком Г. Ивановым по рисунку художника С. Нарыкова в 1693 г.
Один из пяти храмов в России, которые представляют особое направление в искусстве — нарышкинское (московское) барокко (это, помимо Введенского храма, церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, церковь Казанской иконы Божьей Матери в Устюжне, Рождественская церковь в Нижнем Новгороде и Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке). Их отличает особый тип храма, подчеркнутая пышность декора, широкое использование ордерной системы.
Интересной особенностью является то, что в Введенском храме все иконы расписаны на холсте, а не на дереве, как чаще это бывает.
Храм действующий. Каждый может посетить службу.
Рядом с храмом — Соляной источник, где можно набрать воды. Через дорогу — Солёное озеро, которое служило «поставщиком» соли в давние времена.
Музей политической ссылки (ранее — музей И. В. Сталина) располагается в доме Марии Прокопьевны Кузаковой, построенном в 1903-1905 гг. Здесь с 10 января по 6 июля 1911 года проживал ссыльный Иосиф Джугашвили.
Дом М. П. Кузаковой небольшой, деревянный, одноэтажный, с мезонином над средней частью. В доме две комнаты, кухня-прихожая, сени. Большую часть дома занимала комната в восемь окон, имеющая выход на улицу; в ней проживали в разное время политические ссыльные, в том числе и Сталин. В других комнатах помещалась семья Кузаковых.
Музей И. В. Сталина был создан в 1934 году, когда вся страна отмечала 55-летие вождя народов. Торжественное открытие состоялось 21 декабря 1934 года. Сначала музей занимал одну комнату в доме Марии Кузаковой, в которой были воссозданы интерьер и обстановка периода проживания в ней Сталина. Кроме мебели, в ней были представлены фотоматериалы и исследования о периоде его сольвычегодской ссылки.
Благовещенский собор (1560-1584 гг. — XIX в.) — один из замечательных памятников каменной архитектуры Русского Севера, классическое наследие древнерусского зодчества. Его возведение началось в 1560 году Аникой Строгановым — основателем одной из известнейших династий российских купцов, промышленников и меценатов. Строительство продолжалось почти четверть века. Осветили храм лишь в 1584 г. Но многие работы, связанные с отделкой, завершились в 1600 г.
Собор стал домовой церковью семьи Строгановых. Возвышаясь над всеми остальными строениями, монументальный каменный храм был символом величия и значимости семейства Строгановых.
Фрагменты царских врат (слева и справа) выше на фото. Дерево. темпера.просечное олово, слюда, позолота.
Сольвычегодский Историко=художественный музей был образован в мае 1919 года. Основу музейного собрания составили памятники древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVI-XVII вв., хранившиеся в Благовещенском соборе г. Сольвычегодска.
В настоящее время в музейный комплекс входят три памятника архитектуры федерального значения — Благовещенский собор (XVI в.), Спасообыденная церковь (II половина XVII-XIX вв.), Дом купцов Пьянковых (I половина XIX в.), а также родовая усыпальница Строгановых (XIX в.), Дом купцов Хаминовых, Музей политической ссылки (ранее — музей И. В. Сталина) и этнографический комплекс «Мастерская народных ремесел».
В фондовых собраниях музея хранятся коллекции древнерусского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVI-XVII вв., рукописная и старопечатная книга, русская, советская живопись, графика и пр.