Мартышки помогли раскрыть тайну алкоголизма.
На карибском острове Сент-Китс находится уникальная колония «пьющих обезьян». Многие десятилетия ее изучают в качестве социальной модели человеческого общества. И получили удивительные научные результаты, проливающие свет на биохимические и генетические основы алкоголизма людей.
НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК РОМА
Мартышек-верветок завезли на остров из Африки в конце XVII века английские, а затем и французские колонизаторы. Дамы выгуливали обезьянок на поводке, как собачек декоративных пород, - это считалось писком моды. Со временем домашние обезьянки по разным причинам (сбежали, отказались или уехали хозяева и т. д.) оказывались на свободе. Вскоре их расплодилось великое множество, при этом верветки распробовали спиртное и оно пришлось им по вкусу.
Дело в том, что европейские колонизаторы наладили на острове производство рома из сахарного тростника, и вскоре маленький Сент-Китс превзошел Францию, Англию и Голландию вместе взятые по объемам винокуренного производства. Отходы самогонного промысла выбрасывались на задний двор и попадали в цепкие лапы мартышек. К несчастью, верветки - один из немногих видов животных, которые добровольно употребляют алкоголь, если он будет в свободном доступе. А тут еще в сезон дождей в сахарном тростнике начинался процесс самоброжения, - так зеленые мартышки открыли неиссякаемый источник хорошего настроения.
Потом производство сахарного тростника пришло в упадок, зато остров превратился в современный туристический центр - и приматы зажили совсем веселой жизнью: они охотятся за недопитыми коктейлями, воруют алкоголь и заводят дружбу с постояльцами отелей, которые угощают их выпивкой. Сейчас численность верветок достигла 60 тысяч и почти вдвое превышает население острова.
В какой-то момент специалисты, изучающие методы борьбы с зеленым змием, поняли: колония пьющих мартышек - это идеальный объект изучения. Ведь их ДНК на 95,5% совпадает с ДНК человека. А значит, и механизм привыкания к рюмке должен быть общим.
НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО!
Результаты экспериментов оправдали все ожидания: пьяные обезьяны продемонстрировали удивительное сходство с поведением человека. Вот как выглядит типичная структура общества приматов:
- Буйные алкоголики - 5%. Они ищут любую возможность напиться, а опьянев, немедленно начинают драку. Как и у людей, в этой группе больше молодых самцов. Если у таких мартышек есть неограниченный доступ к алкоголю, они допиваются до белой горячки за 2 - 3 месяца и отправляются в страну вечной охоты.
- Трезвенники-язвенники - 15%. Такие либо вообще не пьют, либо употребляют минимальные дозы (ученые всегда предоставляют своим хвостатым подопечным выбор: пить алкоголь или воду).
- Пьют регулярно, но меру знают - 15%. Представители этой группы проявили себя как хорошие лидеры, среди них часто попадаются доминантные самцы. Любопытно, что они предпочитают либо чистый алкоголь, либо разбавленный водой. Пить ром с колой или фруктовым соком они считают ниже своего достоинства.
- Умеренно пьющие - 65%. К этой группе относится большинство приматов. Они пьют только в компании других обезьян и не напиваются в одиночку. Предпочитают разбавлять алкоголь фруктовым соком.
ЧЕМУ НАС НАУЧИЛИ МАРТЫШКИ-АЛКОГОЛИКИ?
Примерно до 1960-х годов считалось, что алкоголизм возникает под воздействием негативных социальных факторов - дурное окружение, хроническая нужда, низкие зарплаты, плохое образование, отсутствие жизненных перспектив и т. д. Однако изучение пьяных обезьян все больше убеждает ученых, что главная причина - это «неправильные» гены, влияние которых может быть усилено или подавлено окружающей средой.
- Эти обезьяны не испытывают социальных стрессов и лишений, они живут в прекрасном тропическом раю, у них нет экономических проблем. И тем не менее они пьют, - говорит Роберта Палмур, профессор генетики из Университета Макгилла. - Правда же в том, что природа пьянства лежит не в социальной сфере, а в области нашей биологии. И если мы узнаем больше о нейронных путях, которые задействованы в формировании алкогольной зависимости, то сможем кардинально решить эту проблему.
ВЫПИВОХИ ПОПАЛИ В ЭВОЛЮЦИОННУЮ ЛОВУШКУ
Биохимические исследования обезьян из колонии Сент-Китс показывают, что нейромедиаторы (химические вещества, которые передают нервные импульсы от одного нейрона к другому) дофамин и серотонин (первый отвечает за предвкушение удовольствия, второй называют гормоном счастья) у выпивох начинают функционировать по-другому. Осталось придумать, как эту «поломку» исправить.
Люди и обезьяны попали в «эволюционную ловушку», считает Брюс Робертсон, биолог из Бард-колледжа в Нью-Йорке. Наше чувство удовольствия от алкоголя существует по одной очень веской причине: мы эволюционировали в условиях, когда наивысшей ценностью была высококалорийная пища. Поэтому мы ее хотим. «Но теперь, когда пина-коладу легче достать, чем бананы, такое поведение стало обузой. Мы слишком быстро изменили окружающую среду, чтобы эволюция успела подстроиться под новые условия жизни», - говорит профессор Робертсон.
Чарльз Дарвин 33 года обдумывал свой главный труд, книгу «Происхождение видов», где объяснил, как человек произошел от обезьяны (если быть точным, то Дарвин утверждал, что люди и обезьяны имели общего предка, а потом их эволюционные пути разошлись). Но великий ученый сэкономил бы кучу времени, если бы понаблюдал, как перебравшие обезьяны с острова Сент-Китс демонстрируют поведение, пугающе похожее на повадки соседских алкашей, а потом, так же как и мы, мучаются с похмелья и ищут, чем полечиться. Да и у скептиков язык бы не повернулся сказать, что между нами нет ничего общего.