Рождение четырех дочерей подряд, конечно же, стало большим разочарованием для императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. России нужен был наследник, а его все не было. Сам Николай II, будучи, по воспоминаниям современников, человеком, склонным к «религиозному фатализму», каждый раз, когда у него рождалась очередная дочь, внешне никак не проявлял своего неудовольствия.
Расстроенный император
Но на самом деле переживал подобные "неудачи" император довольно-таки тяжело. К примеру, после рождения третьей девочки – Марии, Николай прямо с утра уехал на лошади из дворца и вернулся домой только к вечеру. Перед сном он сухо написал в своем дневнике: «Какой счастливый день». Радовался ли император, совершая свою длительную прогулку или, наоборот, печалился, осталось загадкой. Но, скорее всего, особенно счастливым Николай себя все-таки не ощущал.
Главная "врагиня" царской семьи
Ожидавшие же наследника родственники-Романовы и вся Россия были разочарованы уже после появления на свет у Александры Федоровны второй дочери – Татьяны. Главная «врагиня» императрицы – великая княгиня Мария Павловна, узнав о появлении на свет девочки, отправилась к гадалке, чтобы узнать о будущем своих трех сыновей.
Тетя Николая II, видимо, радовалась отсутствию у племенника наследника, мечтая о том, что трон когда-нибудь занял ее муж – самый старший дядя Николая II, великий князь Владимир Александрович, а за ним и ее старший сын – Кирилл.
Умная гадалка, конечно же, именно это и предсказала великой княгине. Цыганка заявила, что Кирилл рано или поздно станет российским императором. В принципе, в последующем так оно и случилось. После революции великий князь Кирилл Владимирович объявил себя императором всероссийским в изгнании.
Неодобрение подданных
Одна из британских газет написала по поводу рождения Татьяны:
Царица вчера подарила Его Императорскому Величеству вторую дочь — неутешительная новость, учитывая, что государь молится о ниспослании ему сына и наследника. Неудивительно, что в придворных кругах неодобрительно покачивают головами, а надежды великих князей на трон растут.
Высказала свое разочарование рождением девочки даже бабушка императрицы Александры Федоровны – английская королева Виктория. Пожилая, опытная королева написала своей дочери – принцессе Беатрис:
У Алики — 2-я дочь, как я и ожидала
С рождением третьей дочери Марии обеспокоенность подданных Николая II отсутствием у него наследников возросла еще больше. К несчастью царского семейства в этот же период ко всему прочему скончался цесаревич – несчастный великий князь Георгий Александрович, младший брат императора. Георгий был болен чахоткой и жил на Кавказе по рекомендации докторов.
Новым наследником пришлось объявить самого младшего брата Николая II – великого князя Михаила Александровича, никогда не горевшего желанием занять российский трон.
Четвертая дочь
После рождения у царской четы четвертой дочери – Анастасии, и вся Россия, и сами Александра Федоровна, и Николай II были крайне раздосадованы. Супруга английского дипломата Ребекка Каслер написала по этому поводу:
просто неописуемое волнение в стране, требовавшей мальчика
Великая княгиня Ксения Александровна же, сестра Николая II, высказалась так:
Боже мой! Какое разочарование!.. Четвертая девочка!
Накалившуюся из-за рождения очередной великой княжны ситуацию в стране французский дипломат Морис Палеолог описал следующим образом:
А мы ведь говорили, мы предупреждали! У этой немки дурной глаз. Из-за ее мерзкого влияния на нашего императора он обречен на катастрофу.
Николай II, возможно, снова был разочарован рождением дочери. Но в противовес общественному мнению он приказал провести крещение Анастасии со всевозможной пышностью. Александра Федоровна же, по воспоминаниям современников, «пребывала в состоянии подавленности и уныния».
Долгожданный цесаревич
Наконец, летом 1904 года императрица произвела на свет долгожданного наследника Алексея. Император, императрица и вся России были счастливы. Но появление в стране маленького цесаревича доставило радость далеко не всем. Великая княгиня Мария Павловна и великий князь Владимир были явно расстроены этим фактом.
Атташе Мотт в последующем вспоминал, как Владимир Александрович отреагировал на телеграмму с известием о рождении Алексея, пришедшую из дворца:
..мы сидели молча, и так как наш хозяин хранил молчание, то и остальным тоже пришлось молчать. Только смена блюд да быстрые движения высокого казака, который стоял позади стула великого князя и то и дело подавал его превосходительству новую сигарету, в остальное время оставаясь недвижным, нарушали общее безмолвие.
Однако, если бы дядя Николая II знал, что не все так радужно в царской семье, он бы не расстраивался настолько сильно. Сразу же после рождения у Алексея открылось пупковое кровотечение. Свершились самое худшие опасения Александры Федоровны. Императрица передала долгожданному сыну наследственное заболевание своей семьи – гемофилию.
По воспоминаниям современников, осознание этого факта сильно изменило характер Александры Федоровны. Если раньше она еще уделяла какое-то внимание окружающим и пыталась получше выполнять свои обязанности императрицы, то после рождения Алексея Александра Федоровна стала совершенно замкнутой и необщительной женщиной.
Решив скрыть заболевание Алексея от подданных, царская семья начала вести буквально затворнический образ жизни. Александра Федоровна и Николай IIокончательно переселились из Зимнего дворца (в котором к тому моменту только что были отремонтированы их комнаты) в Царское Село, в Александровский дворец.
Строгость к дочерям
В Александровском дворце в последующем и прошли детские годы Алексея и его сестер – четырех великих княжон. Цесаревич в этот период, по воспоминаниям современников, стал настоящим центром жизни царского семейства. Родители баловали наследника и буквально сдували с него пылинки.
К дочерям император и императрица относились несравненно строже. Однако, конечно, любя несчастного Алексея, родители не забывали и о юных княжнах. Александра Федоровна и Николай II по-прежнему любили своих девочек и заботились о них. Как вспоминали современники, Александра Федоровна, возможно, и была не слишком хорошей императрицей, но оказалась просто великолепной матерью. Ее внимания вполне хватало и наследнику, и взрослеющим великим княжнам.
Любовь княжон к родителям
Сами девочки в своих матери и отце души не чаяли. Недуг цесаревича, как писали многие современники в своих мемуарах, необыкновенно сплотил царскую семью.
Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия росли практически в затворничестве, но не особо тяготились этим. Видимо, боясь огласки состояния Алексея, Александра Федоровна даже запрещала дочерям общаться со своими сверстницами – высокородными юными дворянками. Такое нежелание принимать у себя молодых дочерей приближенных Александра Федоровна объясняла тем, что они якобы могут плохо повлиять на ее дочерей. Однако причина, скорее всего, заключалась именно в том, что царская чета не желала огласки недуга цесаревича.
Любимая матушка
Несмотря на затворничество, великие княжны все же, видимо, знали о том, что их матушка не слишком популярна у российских подданных. Однако это вовсе не отвращало девочек от Александры Федоровны. Известно, что сестры были очень сплочены в поддержку матери.
На любовь Александры Федоровны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия отвечали такой же теплой любовью. В особенности сильная связь у императрицы со временем сложилась с ее второй дочерью – Татьяной. Татьяна, к примеру, часто сопровождала Александру Федоровну на прогулках, помогала императрице делать прически, а иногда и заменяла ее при решении различных хозяйственных вопросов.
Остальные девочки, конечно, также были сильно привязаны к своей матери. Если для цесаревича Алексея весомым было лишь слово отца (мать он, по воспоминаниям современников, часто не слушался), то для великих княжон Александра Федоровна была непререкаемым авторитетом.
Перечить матери иногда решалась лишь самая старшая великая княжна - Ольга Николаевна. У Ольги был достаточно резкий и взрывной характер. Но после нескольких замечаний матери в письмах старшая великая княжна начала пытаться измениться. По совету матери, Ольга Николаевна пыталась обуздывать свой нрав и старалась стать примером для младших сестер.
Простые наряды
Александра Федоровна, как известно, была женщиной очень экономной и любила скромность в быту. Таким образом в характере российской императрицы сказывалось воспитание ее бабушки – английской королевы-пуританки Виктории.
Известно, что в этой скромности великие княжны полностью поддерживали свою матушку. Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, к примеру, никогда не сетовали и не жаловались на то, что им приходилось есть простую пищу, спать на походных кроватях, принимать холодные души и носить самые простые, далекие от роскоши наряды.
Наряды великих княжон ко всему прочему, были шиты из одной и той же ткани и имели одинаковый фасон для каждой княжны. Чтобы не запутаться в своих платьях, дочери Николая II даже были вынуждены помечать их своими инициалами-нашивками. Кроме того, в царской семье даже было принято, чтобы младшие девочки донашивали одежду за старшими.
Пример Александры Федоровны
Такая семейная традиция однако, нисколько не расстраивала царских дочерей. Ведь перед ними всегда был пример их матери. Известно, что и сама Александра Федоровна ценила в одежде прежде всего не роскошь, а удобство и простоту.
Однажды, к примеру, одна из лучших подруг царицы – Юлия Ден, пришла во дворец в супермодной на тот момент очень узкой длинной юбке. Когда императрица увидела ее в этом наряде, она заулыбалась и попросила Юлию пробежаться в этом своем наряде.
Конечно, у Юлии бы этого никак не получилось. Продолжая улыбаться, Александра Федоровна сделала подруге легкий выговор за неподобающую одежду. После этого Юлия никогда уже не появлялась во дворце в нарядах, которые бы не понравились Александре Федоровны.
По воспоминаниям современников, великие княжны Романовы были «редко одеты богато» даже зимой, когда в России главенствовала роскошная зимняя русская мода.
Известно, что великие княжны сами одевались, сами заправляли свои постели и сами убирали свои комнаты. Шкафы девочек были забиты дорогими игрушками. Однако доставать самые красивые куклы им разрешалось только по большим праздникам.
Жемчужные ожерелья
Относительно неприхотливы царские дочери были и в отношении драгоценностей. Как и любым другим юным девушкам, великим княжнам, конечно, нравились ювелирные украшения. Но, как и Александра Федоровна, они не придавали им большого значения.
Последняя российская императрица полюбила бриллианты, к примеру, лишь, выйдя замуж за Николая II. Носила она их часто, но только потому, что ее супруг обожал видеть на ней эти камни. В молодости же бабушка Виктория принцессу Аликс украшениями не баловала.
Известно, что Виктория на каждый день рождения дарила Алисе по жемчужине. Таким образом, к совершеннолетию у Александры Федоровны собралось свое собственное жемчужное ожерелье.
Точно так же Александра Федоровна поступила и в отношении своих дочерей. Единственное, поскольку великие княжны все-таки были дочерями российского императора, они получали жемчужины дважды в год – на день рождения и в именины. Также Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии ежегодно дарили по два бриллианта.
Подобная традиция, введенная Александрой Федоровной, сильно раздражала придворных ювелиров, которые были вынуждены каждый год подбирать для княжон целую кучу подходящих по цвету, форме, размеру, блеску и гладкости жемчужин. Но эта же традиция приучала великих княжон и к экономии и бережливости.
Свои ожерелья, собранные из перлов, как и их матушка в девичестве, великие княжны любили и носили часто. Но подражали Александре Федоровне они не только в этом.
Помимо жемчужных, у великих княжон были и другие симпатичные ожерелья одинакового дизайна.
Дизайн жемчужных ожерелий иногда дополнялся красивыми подвесками. Серьги же сестры носили самые простые.
Любили девочки, видимо, и цепочки с кулонами или медальонами.
Изящные браслеты
Если посмотреть на фотографии последней русской императрицы, то, помимо других украшений, на ее руке всегда можно видеть два браслета.
Эти браслеты когда-то, еще в Англии, подарил юной принцессе Алисе ее любимый дядя – принц Леопольд. Леопольд в последующем скончался из-за гемофилии и Александра Федоровна очень горевала по нему. Подаренные им браслеты, хотя они были изготовлены всего лишь из серебра, сентиментальная императрица не снимала всю свою жизнь.
Видимо, по примеру матушки, обожали носить браслеты и великие княжны. Такие украшения на дочерях Николая II можно видеть на многих дошедших до наших дней фото.
Смотрите фото браслетов великих княжон (листайте галерею):
Из какого материала были изготовлены эти браслеты, к сожалению, неизвестно. Вряд ли они были платиновыми. Известно, что платина в царской России не слишком ценилась и считалась бросовым металлом. Ювелиры даже не ставили свои клейма на изделия из этого металла.
Возможно, браслеты великих княжон были золотыми. Но с большой долей вероятности они могли быть изготовлены и из серебра, как у матушки. В любом случае, если посмотреть на эти украшения ближе, можно заметить, что они необыкновенно изящны и выполнены с огромным мастерством.
Счастливое семейство
Воспитание великих княжон, в отличие от их брата – цесаревича Алексея, было очень строгим. Однако при этом современники отмечали, что, вопреки существовавшим в то время в великосветских кругах традициям, родители девочек были необыкновенно доступны для них.
Несмотря на большую загруженность, Николай II по вечерам всегда находил время, чтобы пообщаться с княжнами. Александра Федоровна также часто навещала комнаты детей или же наоборот, их приводили к ней в покои. Один из иностранных дипломатов однажды с удивлением заметил, что российские император и императрицы «играют со своими дочерями, как обычные люди».
Семья Николая II, таким образом, была очень сплочена. Но любовь к супруге и детям не спасла последнего российского царя. Николай II, конечно, осознавал свою ответственность перед страной. Но правил он Россией неохотно. К тому же и политическая ситуация в государстве к моменту его восхождения на трон сложилась крайне непростая. Спасти монархию в России в то время мог только самый неординарный правитель, властный, не боящийся крутых мер и изменений, наподобие Петра I.
Скромный и отрешенный Николай II однако удержать власть в руках был не способен. В 1917 г. в России произошли сразу две революции и монархии, как и самой династии Романовых пришел конец.