Найти тему
Тёмный историк

1919 год. Казак сражался за белых, но его дом всё равно сожгли чехословаки

Вообще, пора бы уже полноценную рубрику вводить под общим черновым названием «боевое братство». В чем суть?

Разнообразные белые формирования нередко действовали бок о бок с другими вооруженными силами — интервентами, чехословаками, эстонцами (северо-западники), поляками и петлюровцами (в 1920 году, 3-я русская армия).

С. Н. Булак-Балахович с эстонским главкомом, Псков, 1919 год.
С. Н. Булак-Балахович с эстонским главкомом, Псков, 1919 год.

Нередко в советской историографии все эти силы звались «белыми»: белополяки, белофинны, белочехи.

Но нужно понимать, что в реальности все эти вооруженные силы преследовали свои собственные интересы, белому командованию не подчинялись, у них свое имелось. Чехословаки идеологически тяготели не к колчаковцам, а скорее к их предшественникам — альтернативным социалистам.

При совместных операциях «случалось всякое». Например, японцам или чехам всё равно было, чьи дома жечь.

На эту тему сохранился интересный документ, жалоба белого сотника на деятельность чехословаков. Цитирую рапорт почти полностью:

«При ликвидации восстания красных в районе сел Тайшет и Бирюса
Иркутской губернии группой майора Жака (чех) было выжжено
село Бирюса.

Чехословаки.
Чехословаки.

В названном селе находились дома моего отца, они же мои и брата. Я и брат находимся на службе; я лично в отряде войскового старшины Розанова принимал участие в ликвидации мятежей банд Щетинкина и Кравченко, командуя 1-й сотней енисейских казаков.

Отец мой был арестован большевиками в качестве заложника, за меня и за брата был приговорен к смертной казни, но при отступлении большевиков из села Бирюсы ему удалось бежать.

Несмотря на вышеизложенное, при занятии села Бирюсы чехами дома наши были сожжены и имущество было расхищено частью бандами красных, но большая часть — войсками отряда майора Жака. Оставшись без средств, прошу Ваше превосходительство о возмещении убытков моему отцу.

По страховой описи расхищенное имущество, а также и дома оцениваются в 250 000 рублей...» (с) Рапорт командира 1-й сотни 1-го Енисейского казачьего полка Мамаева уполномоченному Верховного правителя и Верховного главнокомандующего и командующего русскими войсками в Енисейской и части Иркутской губернии. Город Красноярск. 26 июня 1919 года / ГА РФ. Ф. Р-176. Оп. 4. Д. 59. Л. 102. / Письма во власть в эпоху революции и гражданской войны (март 1917-ноябрь 1919 г.): Сборник документов. Составитель — В. И. Шишкин. Параллель, 2014.

Колчаковцы, период Гражданской войны.
Колчаковцы, период Гражданской войны.

Вот так воюешь ты за колчаковцев, воюешь... а потом бац — твой дом сжигают «союзнички»-чехословаки. Без которых, впрочем, скорее всего и белого движения на востоке в таком масштабе не было бы. Это тоже нужно признать, в 1918 году так вообще чехи составляли основную ударную силу. Потом уже в тыл уехали, вышеописанным заниматься.

С другой стороны, а сколько красных партизан породили своими действиями чехи и словаки? Дык это только лето 1919 года, дальше же будет круче. Дальше чехословаки будут грабить и избивать уже собственно белых, а не «всего лишь» жечь их дома.

Аналогичными делами на северо-западе будут заниматься эстонцы, на юге — румыны, на западе — поляки, на дальнем востоке — японцы.

Неизвестно, как власти отреагировали на рапорт сотника Мамаева... но характерно то, что он просит всего лишь «возместить убытки отцу». Не наказать чешского майора, а просто «компенсировать ущерб».

Иными словами, белые к этому времени прекрасно понимали: не станет колчаковская власть ругаться с чехами из-за того, что они «не те дома пожгли».

Иллюстрация: оренбургский казак периода Гражданской войны (енисейского пока ещё не нарисовали). Художник — А. Каращук. Ну и чехословаки справа.
Иллюстрация: оренбургский казак периода Гражданской войны (енисейского пока ещё не нарисовали). Художник — А. Каращук. Ну и чехословаки справа.

В связи вот с этой и многими другими историями, простой вопрос: кто больше на марионеток-то походил? Большевики?

Но у них не было вот таких вот «гостей», что подчинялись французскому, японскому, эстонскому или ещё какому-нибудь независимому иностранному командованию. Да, имелись свои неадекватные командиры и «перегибающие товарищи» (породившие, в свою очередь, немало «белых»), которых, впрочем, постепенно прижимали к ногтю.

Но, как мы помним, те самые чехословаки в итоге выдадут аж самого А. В. Колчака, который, на секундочку, Верховный правитель (пусть и формально во многом) всего белого дела. И... белогвардейцы никак не смогли этому помешать, только громко осуждали.

Эти же чехи уведут у белых паровозы, заставив борцов за единую-неделимую топать пешком по тайге.

Иными словами, даже в период успехов белого движения в 1919 году их реальная репутация была сильно подмочена тем, что иностранцы-интервенты могли себе позволить на колчаковских территориях (и не только там) всё или почти всё.

Японские офицеры во Владивостоке с местным белым генерал-лейтенантом С. Н. Розановым, 1920 год.
Японские офицеры во Владивостоке с местным белым генерал-лейтенантом С. Н. Розановым, 1920 год.

А потом... а потом белых шпыняли даже румыны с эстонцами, что выглядит даже как-то обидно, честное слово.

Когда русские генералы буквально умоляют фактически вчерашних «провинциалов-остзейцев» принять их в состав своих вооруженных сил. Но получают взамен тифозные бараки...

И здесь, конечно, интересно было бы узнать судьбу упомянутого сотника. Может, он потом, как десятки тысяч бывших колчаковцев, на сторону красных перешел. А в 1921 — 1922 гг. — мог вновь против них воевать, в период Западно-Сибирского восстания...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!