Первое свидание после онлайн-знакомства всегда волнительно и рискованно. Он действительно кинопродюсер? А она будет выглядеть, как на фото — или наденет на себя что-нибудь?
Короче, перед нами история, начавшаяся в интернете.
«Подделка» (Fake), 8 серий, Австралия, 2024.
Женщины-режиссёры: Дженнифер Лиси, Эмма Фриман, Тейлор Фергюсон.
В главных ролях: Ашер Кедди, Дэвид Уэнэм, Хезер Митчелл, Николас Браун, Спенсер МакЛарен, Энн Беннетт, Джек Сэндл.
Жанры: драма с элементами триллера.
IMDb: 7.3.
Редкий случай, когда сериал начинается ни шатко ни валко — но постепенно раскачивается и становится даже интересным. Начнём без раскачки.
Австралия, наши дни. Пятидесятилетняя Бёрди, разведённая и бездетная, трудится в издательстве и годами мечтает написать книгу. Участвует в благотворительности: занимается безработными женщинами с неустроенной судьбой.
У Бёрди властная мать и единственный друг Антон, собирающийся то ли жениться, то ли выйти замуж — в общем, связать себя брачными узами с другим мужчиной. У однополой пары есть дочка, крёстной которой и является наша героиня. На одном из ресурсов этот молодожён назван почему-то Артуром — наверное, подсознательно не допускается, что парень с именем Антон может оказаться... эээ... австралийцем.
Бёрди умна и переборчива, поэтому закономерно одинока. Под давлением окружения нехотя решается зарегистрироваться на сайте знакомств. На её призыв отзывается всего один мужичок, и тот овцевод. Зато брутальный и загадочный, почти Данди Крокодил, особенно на фоне барбершопнутого Антона.
На первой встрече Джо Бёрт (к чему такая созвучность имён? не хватило фантазии или это какой-то примитивный символизм?) не особо романтичен, и Бёрди даже обижается. Однако деспотичная мамаша командует: бери что дают, иначе и этого не будет. Главная героиня дожимает овцевода на повторное свидание, и они плетутся на порно-спектакль в стиле Виктюка — про феминисток и тому подобную лабуду.
Овцевод ухаживает, если это можно так назвать, некрасиво и банально, корчит из себя то мачо, то Штирлица, и Бёрди, как женщина с интеллектом, тоскует. Временами у неё аж зубы сводит — впрочем, возможно, это из-за пятилетнего отсутствия секса.
Неспешное повествование в мрачных тонах с небрежно выстроенными кадрами на первых порах утомляет. Но к финальным титрам первой серии овцевод привозит даму в пастушью халабуду на краю земли, где и происходит постельная сцена под песенку Эйприл Стивенс 1961 года.
А самое главное — происходит первое удачное визуальное решение. Бёрди подозревает, что Джо чего-то недоговаривает. «Рано ты начинаешь сомневаться во мне» — отвечает фермер и в ту же секунду бздынь! В темноте вспыхивают её очи. Хорошо сделано, и уже отсюда становится любопытно.
Бёрди, преследуемая отчаянием одиночества, попадает под влияние харизмы овцевода. Хотя её внутренние настройки безопасности посылают тревожные сигналы.
Джо временами не отвечает на звонки, надолго пропадает. Не приходит на свидания. И каждый раз умудряется убедительно выкрутиться, чтобы потом снова накосячить.
Баба сердцем видит, как говорил Горбатый. Вот и Бёрди — хорошо, пусть будет сердцем — чует: что-то не то. Здесь авторы умело плетут паутинку подозрительных мелочей и намёков. Неужели он маньяк? Или северокорейский шпион? Или ещё хуже — женатый?
Она терзается и страдает, как комсомолка перед походом в видеосалон на «Глубокую глотку», и всё-таки решается покопаться в его телефоне, случайно разгадав код доступа. А вскоре ещё раз — но пароль уже другой!
Тревожные звоночки накапливаются, но женщина влюблена, а значит — одержима. Она теряет голову, она гуляет над пропастью в скользких ботинках. Совершит ли героиня фатальную ошибку?
Однажды Джо вдруг вытаскивает из кармана пачку каких-то ржавых банкнот. Стоп, доллары-то австралийские. Оказывается, купюры разных номиналов имеют разные цвета, причём грязно-жёлтые — это и один доллар, и целых пятьдесят, с портретом какой-то старушенции. Может, поэтому деньги называют бабками?
Иногда Джо приоткрывает завесу над своей таинственностью. И даже перехватывает инициативу: оказывается, это именно он опасается новых отношений, потому что «неприлично богат». Наверное, этим и объясняется постоянное отсутствие денег и попытки расплатиться картой Бёрди.
Но ей нет дела до его капиталов. Она влюблена. А значит — она пропала.
Джо снова просит сто тысяч, недостающих для покупки ранчо их мечты.
Отлично показаны — именно показаны, а не рассказаны — метания героини, её чувства, чаяния и надежды, её готовность бросить всё на жертвенный алтарь любви. Долгое одиночество, давление окружающих, прошлые ошибки — всё это заглушает и разум, и интуицию.
О чём сериал? О непредсказуемости знакомства через интернет? О том, что женщины совершают ошибки? Пожалуй, да. Хотя тоже далеко не новая тема. «Аферист из Tinder» например.
Сериал состоит из восьми часовых серий, каждая из которых имеет собственное название. Под конец даже удачное. Одна из финальных называется «Лгунья», и вовсе не потому, что Бёрди оказывается обманщицей. Просто она вынуждена юлить и оправдываться, не в силах признаться окружающим, и прежде всего себе, что её избранник трепло и жулик.
Главная героиня в исполнении Ашер Кедди великолепна. Даже внешне: 50-летнюю женщину играет 50-летняя актриса с честными морщинами. И главное — как играет! Сомнения, одержимость, неуверенность в себе — просто высший пилотаж.
Брутальный овцевод поначалу не убедил. Я, конечно, не женщина и даже не алжирский боксёр, чтоб разбираться в харизматичности мужиков. Но если Фокс-Белявский или Стэплтон-Янковский гениально играют обаятельных негодяев, то Дэвид Уэнэм первое время не производил впечатления.
Аж покуда авторы специально для меня не впихнули в эпизод мимолётную роль честного, надёжного и очень-очень скучного селянина. В этот момент даже до меня дошло, почему и каких именно плохих парней выбирают женщины. На контрасте с простодушным колхозником Джо действительно заиграл.
Авторы не скупились на натурные съёмки, причём чем дальше, тем интереснее получалось. Первые две-три серии почти никакой изобретательности в выстраивании кадров, диалоги крупными планами, трясущейся камерой и опостылевшей «восьмёркой». Но затем — прямо порадовали.
Вот двухходовка: маленькая девочка говорит Бёрди, что если любовь настоящая, то при поцелуе должна приподняться ножка. Бёрди рассказывает об этом овцеводу перед первым поцелуем — и сама же исполняет.
Даже пару раз удачные шутки проскользнули.
Своенравная мать главной героини вдруг легко и просто отдаёт все свои сбережения, чтобы Бёрди помогла своему странному партнёру внести задаток. Диалог:
— Спасибо мамочка!
— Помни об этом, когда будешь сдавать меня в дом престарелых, и выбери не самый задрипанный!
Целую серию, на зависть Гомеру, занимает одна-единственная поездка Бёрди в такси — непредсказуемым маршрутом, который из-за поведения Джо постоянно меняется.
В кадре сплошной трёп по телефону: ртом и пальцами. Бёрди по пути разруливает сложные проблемы, находит необходимую сумму и готова отдать деньги возлюбленному.
Параллельно таксист-латинос трындит по-испански со своими корефанами и подружкой. И оценивает ситуацию Бёрди со стороны: эта пассажирка сама не знает, чего хочет. Мексиканец, или кто он там, проникается сочувствием к женщине и пытается предостеречь от ошибок. Надо сказать, с этой серии авторы справились безукоризненно и окончательно убедили, что они смыслят в кино. В другой серии повествование сосредоточено на предыстории афериста Джо, и это выполнено прям шикарно.
По мере просмотра пришлось дважды переписывать разбор полётов и удалить значительную часть претензий и придирок. Но кое-что оставлю, не пропадать же добру.
Основных персонажей всего-то с полдюжины, при этом из мужских — 66,7 % геи. Неужели в нынешней Австралии такая статистика? Иначе к чему их появление в сюжете? Ничего б не поменялось, окажись Антон гетеросексуальным. А может, авторы хотели подчеркнуть, как непросто даме бальзамовского возраста выцепить нормального мужика?
Чересчур много на экране переписки в мессенджерах и картинок сайтов. Я понимаю, что вполне допустимо и применимо, Пелевин вон целый роман из этого состряпал. Да и в реальности сейчас больше общения на экране, чем лицом к лицу. Но здесь небольшой передоз, что почему-то воспринимается как некая неумелость авторов. Или мне просто показалось.
Сериал однозначно не подделка и не просто экранизация песенки Барбары Стрейзанд Woman in love. Он глубже и тоньше. Не шедевр, конечно — но разве сегодня делаются шедевры? Вон, в рок-музыке уже лет двадцать ничего гениального не происходит, а в былые времена каждый год дарил целый спектр открытий и озарений.
Повествование немного затянуто, и скорее всего, виноваты не авторы, а рыночная экономика. Заметили, что в основном сериалы идут блоками по 4 шт. в неделю — не считая пятницы и выходных, где совсем другой подход к эфирному времени. То есть авторам нужно было либо ужать до четырёх серий, либо растянуть на восемь.
Советовать ли к просмотру? Женщинам — однозначно. Они более терпеливы.
P. S. «Сериал снят на землях аборигенов; создатели отдают дань уважения коренным народам»: эти толерантные титры предваряют каждую серию.
Вот те раз. Так ведь вся Австралия — земли аборигенов. Вся Канада и все США, кстати, тоже. Голландцы-англичане, французы и даже негры — понаехавшие. Хотя последние понаехали в трюмах, с кандалами и помимо своей воли. Неужто новая повесточка и теперь в каждом голливудском фильме тоже начнут извиняться перед индейцами?
Роман Газета для сайта Альтерлит