Найти тему
LiveLib

Попытка купить место в истории

    Попытка купить место в истории
Попытка купить место в истории

Никас Сафронов уже давным-давно явление, выходящие за рамки искусства как такового. И выходящего не в позитивном смысле — для многих «Никас» это олицетворение дурновкусия, низкого качества, беспощадного пиара и абсолютно зашкаливающего, невыносимого самолюбования, недостойного не то что художника, а просто адекватного человека. И хотелось бы услышать трезвую оценку творчества Сафронова — не восхваление, но и не хуление. Ведь есть же такой художник, и наверняка пишет не только всем известные портреты, но ещё что-то и для себя. Увы, к сожалению, данная работа к трезвой критике никак не относится — перед нами бесконечная похвала Никасу, иногда откровенно пересахаренная даже для жанра панегирик.

Никас Сафронов с "жемчужной серёжкой" (да-да, я знаю, что это не она, дайте пошутить). Многие подумают, что он человек с юмором, ведь так издеваться над собой может только очень ироничный человек. Либо лишенный иронии как таковой. Боюсь, у нас второй вариант.

Пока не касаясь творчества Сафронова, можно заметить следующий момент — в книге почти отсутствуют работы Сафронова до 1998 года, что для художника 1956 года рождения кажется странным. Учитывая тот объём похвалы, что выливается на Никаса, и который собран явно не без его участия (хвалят все деятели лужковской культуры: Глазунов, Церетели и пр.), становится очевидным, что это выбор самого художника — он не захотел представлять на суд публике свои работы до XXI века, а ограничился 2000-2015 (год издания книги). Мне на самом деле бы хотелось узнать что-то про творческий путь Никаса, ведь когда-то же он понял, как надо зарабатывать деньги — увы, в этом смысле книга абсолютно бесполезна, и никакого «творческого пути» здесь не будет, просто набор картин на тему «Никас-сюрреалист». Возможно, именно эту грань своего таланта Никас посчитал достойным показать публике. Ну что поделать, придется заполнить пробелы книги, и пробежаться по остальным граням.

Широкой публике Никас становится известен благодаря «спам-рассылке» — Никас «пишет портреты» всех известных людей, каких только может. Если вы думаете, что он пишет портрет, когда ему позируют, то вы фантазер — Никас пишет их сам, по своей инициативе, чаще всего с фотографии и без спросу, и бесплатно их рассылает. Взамен получает вежливые отписки, вроде тех, что пишут из Букингемского дворца от имени английской королевы тем, кто шлет свои платочки или стихи. Лучший вариант — получить фото «оригинала» рядом с «портретом», но и сам факт отправки уже говорит о многом — «Я писал Папу Римского, Саркози, Буша (всех Бушей), Клинтона, Путина, Бельмондо... и кого угодно». Тот факт, что они даже не знали, что их писали, не приходит в голову неподготовленному слушателю. У него в голове уже формируется картинка — Путин позирует перед Никасом 8 часов, а потом Никас прыгает в самолет и летит писать Папу Римского, который смиренно ждал, пока же живой гений соизволит написать и его портрет. Ведь не может же человек, который кого-то пишет, вообще никакого отношения к этим людям не иметь? Первая удочка закинута.

Вы спросите, как можно написать портреты такого количества людей быстро, ведь портрет это колоссальная работа по трудозатратам. И тут на сцену выходит самый главный факт, обернувшийся многочисленными скандалами — а портретов в привычном нам понимании нет. Просто Никас освоил сочетание трех вещей — фотошопа, принтера для печати на холсте и художника (себя). Прифотошопленное лицо нынешней знаменитости к известному портрету прошлого, распечатанное, используется как «подмалёвок» — Никас сверху наносит мазки краски, и получается уже «портрет». Сами понимаете, принтер печатает быстрее чем художник, и вы сможете за сутки сделать картин десять, особенно если привлечете мастера «фотошопа». Правда Сафронов не привлекал фотошоперов — монтаж настолько убогий, что веришь, что он это делал сам.

Надежда Бабкина в стиле Ганса Гольбейна. Если бы Гольбейн знал Бабкину, он бы так и нарисовал.

Периодически создается ощущение, что у Сафронова есть самоирония (её у него нет, это уже понятно), потому что так издеваться над аудиторией... ладно ты берешь известнейшую вещь, но делаешь «что-то своё» так, будто обожрался ЛСД.

Вторая удочка — рассылка своих работ по тому же принципу «спам-рассылки», но уже в музеи. Лувр, Третьяковка, Эрмитаж — да любой музей. Шлешь им три свои работы «в дар». Получаешь вежливую отписку «Спасибо огромное, мы обязательно сохраним вашу работу, изучим и примем решение». После этого можно смело заявлять: «Мои работы есть в Лувре, Эрмитаже, Третьяковке, ... (подставить любой известный музей)». И даже письмо может показать — да, спасибо за ваши работы. Кто скажет, что это неправда? Это полуправда, что уже немало. Разве помойка Эрмитажа не Эрмитаж? Разве комната с хламом в Лувре не Лувр? Все, кто был в туалете в Эрмитаже, оставили там частичку себя.

Яркий сон Вермеера о путешествии через горы к солнцу. Никас Сафронов. «Говорят, у вас в музее Вермеер висит? Ну пусть и это повисит, что вам, жалко?»Уже на этой стадии можно формировать культ своих последователей. Их два — разного рода «директора мясокомбинатов», «стройфирм» и пр., заказывающие себе «портрет» у человека, который писал Путина, Медведева и Папу Римского. Они обеспечат устойчивый денежный поток, ибо стрясти с них можно немало, а в живописи они не особо разбираются — фотошоп и принтер ещё не сломались. Второй — истеричные дамочки «за 50», кои формируют самый преданный костяк фанатов у любой личности. Они ездят вслед за кумиром, хотят от него ребёнка, иногда этого ребёнка получают (кто помоложе и посимпатичнее), и активно выполняют свою роль массовки.

Уже неизвестном кому принадлежит фраза, что «единственная негативная рецензия — это некролог». Хвалят, ругают, называют бездарным — твоё имя на слуху, а то, что на слуху, продаётся лучше чем то, о чём никто не знает.

Будь я Лужковым, я бы сильно разозлился на такое.

Самое ужасно, что нельзя оказать Сафронову в некотором таланте, и не только маркетинговом. Есть неплохое видео «Реакция на современное искусство», где разные современные художники (в т.ч. и Никас Сафронов) оценивают работы современных художников (в т.ч. и Никаса Сафронова). И, например, ранние работы Никаса (еще студенческие), оценены достаточно высоко — правда с горькой констатацией, что «человек стоял на правильной дороге, но свернул не туда». Но все-таки нет смысла обсуждать, хорошим ли священником бы стал Иосиф Джугашвили, юристом Владимир Ленин или учителем русского языка и литературы Андрей Чикатилло — знаем мы их за другое.

Кислое послевкусие от этого альбома — дешевая реклама Никаса Сафронова. Ладно бы еще качественная реклама, которая бы показала разного Никаса — ведь он же бывает разным. Нет, всё бьёт в одну точку «Никас-сюрреалист», как бы стыдливо замалчивая то, что принесло Никасу деньги и популярность. Может все-таки ему хоть немного стыдно? Сомневаюсь.

Рецензия пользователя livelib.ru Hermanarich. Источник