Найти тему

ТОП-7 ГРУЗОВИКОВ СССР, которые изменили историю освоения Севера

Оглавление

В советские времена освоение Крайнего Севера имело стратегическое значение для экономики страны, благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Однако суровый климат с экстремально низкими температурами и тяжелыми условиями ставил перед советской автомобильной промышленностью особые задачи. Нужна была техника, способная работать при температурах до -60°C, без постоянного гаражного хранения. Водители часто самостоятельно утепляли машины, но с середины 1960-х годов начались разработки специальных северных модификаций грузовиков. В этой статье рассмотрим семь таких моделей, созданных для работы в суровых условиях.

1. ГАЗ-53С (1965)

-2

Этот грузовик был разработан на Горьковском автомобильном заводе на базе серийного ГАЗ-53. Под капотом находился 4,2-литровый бензиновый восьмицилиндровый двигатель мощностью 115 л.с. Для облегчения запуска при низких температурах был установлен безламповый пусковой подогреватель. Грузовик также получил утепленную кабину, двойные стекла, усиленный отопитель и морозостойкие масла и резиновые детали. Несмотря на прохождение испытаний в Якутии и Магаданской области, серийный выпуск этой модификации не был налажен.

2. ЗИЛ-130С (1974)

-3

ЗИЛ-130С был создан на заводе имени Лихачёва и производился на Читинском автосборочном заводе. Под капотом располагался более мощный 6-литровый бензиновый V8 на 150 л.с. Аккумулятор размещался в специальном утепленном гнезде, а запуск двигателя облегчался предпусковым подогревателем P100. Кабина была усиленно утеплена пенополиуретаном, а в случае отказа штатного отопителя в кабине можно было использовать автономный отопитель на газе. В 1970-х ЗИЛ-130С успешно прошел испытания и серийно выпускался до 1985 года.

3. Урал-375К (1967)

-4

Этот грузовик, созданный на Уральском автомобильном заводе, имел бензиновый двигатель объемом 7 литров и мощностью 180 л.с. Благодаря колесной формуле 6х6 и постоянному полному приводу, он обладал высокой проходимостью, что делало его незаменимым для северных регионов. Машина имела улучшенное утепление кабины, двойные стекла и мощный отопитель, позволяющий сохранять комфортную температуру даже при -60°C. Утепление всех резиновых деталей также обеспечивало работу в условиях сильного мороза.

4. КРАЗ-256С (1967)

-5

Этот грузовик, выпускавшийся на Кременчугском автомобильном заводе, оснащался 14,9-литровым дизельным двигателем мощностью 240 л.с. Грузоподъемность машины составляла 12 тонн. КРАЗ получил предпусковой подогреватель, систему обогрева аккумуляторов и топливного бака с использованием выхлопных газов. Кабина была тщательно утеплена, двери и стекла оснащались двойной изоляцией. В 1970-х годах вместо двойных стекол стали использовать электрообогреваемые.

5. МАЗ-500С (1965)

-6

Этот грузовик, разработанный Минским автомобильным заводом, оснащался 11-литровым дизельным двигателем мощностью 180 л.с. Для работы в условиях холода был установлен предпусковой подогреватель, обогревающий не только охлаждающую жидкость, но и масло в двигателе и коробке передач. Грузовик имел утепленную кабину с двойными стеклами и дополнительные фары для работы в суровых условиях. Все резинотехнические изделия МАЗа изготовлены из морозостойких материалов, что позволяло машине успешно работать при температуре до -60°C.

6. БелАЗ-540С (1972)

-7

Этот карьерный самосвал производился на Белорусском автомобильном заводе. Оснащенный мощным 22-литровым дизельным двигателем V12, он развивал 360 л.с. БелАЗ-540С получил целый ряд утеплительных систем, включая подогрев топливных баков и двойные стекла с электрообогревом. Также использовалась система впрыска специальной жидкости для облегчения запуска двигателя. Грузоподъемность самосвала составляла 27 тонн, что делало его эффективным для перевозки грузов в северных условиях.

7. КамАЗ-5410 Северный (1978)

-8

КамАЗ-5410 был разработан на базе серийного седельного тягача. Он оснащался 10,8-литровым дизельным двигателем мощностью 210 л.с. Особенностью этой модели стали теплоизоляция двигателя и установка дополнительного поддона для рационального использования тепла. Кабина получила улучшенную шумо- и теплоизоляцию, двойные стекла и автономный отопитель, работающий от аккумулятора. Автомобиль комплектовался северными шинами и цепями противоскольжения.

Каждый из этих грузовиков имел свои особенности и уникальные решения для эксплуатации в условиях экстремальных температур. Однако все они внесли вклад в развитие автомобильной промышленности СССР и освоение суровых северных регионов.

Какой из этих грузовиков, по вашему мнению, был лучшим для эксплуатации на Крайнем Севере? Поделитесь своим мнением в комментариях!